татев армения

Джедаи на службе у императора Пачакутека: мегалиты, спорт и «Зарница» в крепости Саксайуман

Каждый второй из тут побывавших месяцами потом дебатирует в интернете вопрос: а мечи инопланетян, которые шабашили при дворе Великого Инки Пачакутека, были световыми или лазерными? А спорит этот каждый второй с каждым первым побывавшим—просто потому, что нет на свете людей, которые бы здесь виденное поняли и приняли.
Рядом с перуанским городом Куско, бывшей имперской столицей индейцев, стоит на пригорке крепость Саксайуаман—вернее, то, что от нее осталось. Осталось, впрочем, достаточно, чтобы драть с туристов, в пересчете, по 25 гринбаксов: на ремонт провалов, наверное—тут, в Перу, все древности ремонтируют, ведь новенькие, с иголочки доколумбовы памятники очень радуют глаз.

Насчет световых мечей вопрос не праздный: дело в том, что Саксайуаман выстроен по технологии полигональной кладки. То есть, инка там или инопланетный шабашник брали кривоугольный тычок и нет, чтобы ЕГО обтесать—они отесывали ложок, да так, что тот становился таким же кривым, вернее—кривым зеркально.
Внятных объяснений этому нет до сих пор: и ладно еще сама технология неизвестна, но главный вопрос—ЗАЧЕМ?! В любом случае, громоздить камешек на камешек, а щели меж ними заливать раствором много проще: но тесать булыжники, тысячами, так, чтобы выпуклости и впуклости совпадали?
Наверное, вымыкать волосы на теле, а затем посадить их обратно—занять менее муторное и мучительное: тут наверняка работал Будда, у которого вечность и в прошлом, и в будущем тоже—но как он только уложился в одно 15-е столетие, когда, если верить историкам, Саксайуаман был построен?

До приезда сюда я думал, что все вранье и жульничество, а стыки меж булыганами—это декор, нанесенный на гладкую поверхность обычных каменных стенок. Не-а, вложил я персты в каменные язвы и уверовал искренне: Пачакутек с инопланетянами безумствовал честно, камешки настоящие, без подвоха. Понятно, в древности труд стоил дешево, но не настолько же?
Не иначе, инки имели договор с Повелителем Мух: Его Препохабие в Саксайуаман ссылал на каторжные работы тех, кто в аду за предательство и измену в 9-м круге чалился. И, что характерно, ничего толком про это сооружение не известно. Письменные источники отсутствуют: кто, когда, зачем крепость возвел—бог весть, единственно сомнительной достоверности традиция велит считать строителями последних двух-трех «инка-тупаков» — императоров, то бишь.
Половина зданий старого Куско выполнена в той же полигональной технике: ну, просто при испанцах крепость растаскивали по камешку для хозяйственных нужд да собирали из мегалитов кабаки да соборы.
Мне повезло, между прочим, попасть на праздник в честь императора Инки Пачакутека: военно-спортивное торжество закатили как раз под стенами крепости Саксайуаман. Нерастащенные в давние времена, ибо неподъемные, мегалиты были обсижены зрителями, как мухами. Я попытался, было, в партер протиснуться и едва не сверзился на головы атлетически сложенной патриотической молодежи, а это во всех смыслах было делом очень опасным: кечуа не любят гринго, а разбираться в сортах дерьма—европеец ты или американец?—брезгуют. Короче созерцал я происходящее издали, зато без особого риска. И, кстати, подробности зрелища только испортили бы от него впечатление: помешали бы целостности восприятия. А картина складывалась интересная: все равно, что наблюдать за муравейником или роем—эдакие себе забавы пчел трудовых. Школьники разбились на четыре команды и устроили безумный парад физкультурников: выстраивали человеческие пирамиды, взбирались по шестам на высоту метров в 5-6 и там, пардон за выражение, эквилибрировали ничуть не смущаясь законом всемирного тяготения. Парни срывались, падали, по всему судя—подворачивали ноги и вывихивали руки, но никто на это внимания не обращал: ребятишки, слуги царя Тупака и рабы бога Виракочи, были вполне взаимозаменяемы—как для организаторов, так, похоже, и для себя самих. Радужные знамена не должны вводить в заблуждение: подобным образом кечуа не толерантность провозглашают—нет, это общеиндейский флаг такой. По крайней мере, в Андах—в Центральной Америке я его что-то не упомню, хотя все может быть… Во всей это пышности и аристократическом благородстве нет никакой исторической достоверности: первые описания индейских земель появились при конкистадорах, что-то сочинили образованные индейцы в 17-м веке, через 200 лет после смерти Пачакутека—в общем, тут и о фактах европейской истории спорят, а про инков и спорить нечего—о них наврано с три короба и больше. Что-то там было—и героическое, и благородное, вот только никогда нам об этом ничего толком не узнать: ну, вот, к примеру, воины и цари инков на этом празднике одеты, как римские легионеры—с чего бы? А, с другой стороны, красивые горы, яркие тоги, эффектный парад физкультурников—какая разница: жил ли когда-нибудь этот Пачакутек или биографию с костюмом для него попятили у Плутарха? По мне, так кечуа—люди славные, как любые горцы, а что придумывают себе первородство—кто ж без греха: вон, шотландцам юбки-килты тоже лишь век тому назад придумали.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *