косов достопримечательности

Косов достопримечательности

косов достопримечательности

Косов: город сокровищ

Вы уже прошлись по знаменитому рынку, накупили керамики для родственников, вышиванку для себя, шляпу для лучшего друга и бусы для подруги не забыли. Что дальше? Куда податься честному туристу, который уже нарадовался местным ценам? Активисты могут расспросить гончаров на счет мастер-классов, а если проголодались, придерживайтесь простого плана: ресторан, кафе, уютный частный коттедж, где можно отдохнуть на террасе. Не удивляйтесь, если вечером или в воскресенье на улицах не встретите никого кроме котов и птичек. Жители Косова привыкли проводить вечера в кругу семьи, поэтому с наступлением темноты улицы пустеют. Не желаете сидеть на террасе? К вашим услугам 3 музея.

Музей народного творчества М. Струтинского находится в помещении школы искусств, он занимает коридор и 2 больших зала. Тут предлагают полюбоваться произведениями народной фантазии и умелых рук, причем не только Гуцульщины — Бойковщины, Буковины, Подолья, Покутья и Ополья. Коллекция вышивок включает 10 тысяч экземпляров, систематизированных по времени создания. Кроме образцов вышивки выставлены веретена, сундуки, бочки и кожаные изделия. Музей работает с 10.00 до 18.00, в 13.00 он на часок закрывается на обед, понедельник — выходной.

Больше 2 тысяч экспонатов может предъявить любопытным туристам Косовский музей народного искусства и быта Гуцульщины. Всё, что вы хотели знать про гуцулов, но стеснялись спросить, — тут выставлены образцы народной одежды, украшений, предметов обихода. Музей гордится коллекций традиционных ковров, а также палицами и топорами. Непременно берите экскурсию — не пожалеете. Эпицентр гуцульских традиций расположен на улице Независимости (Незалежності), в доме 55. Понедельник — выходной, а во все остальные дни двери музея открыты з 10.00 до 18.00.

“На сладкое” остался Музей освободительной борьбы Прикарпатского края по тому же адресу: Независимости, 55. Он работает с 9.00 до 18.00, и на выходной отправляется не в понедельник, а по воскресеньям. С 13.00 до 14.00 музейные работники обедают. Тут вы можете увидеть и услышать много интересного о героической борьбе УПА и трагической судьбе ОУН, здесь же хранится книга памяти, в которую записаны имена жертв политических репрессий. Осматривать экспозицию лучше в компании экскурсовода, тем более что стоимость экскурсии символическая — около 15 гривен.

Легенды Косова

Кроме музеев стоит заглянуть на Замковую (Городскую) гору — на ней сохранились старинные земляные валы. С горы открывается панорама города и окрестных сёл, а склоны поросли редкой в этих краях чёрной альпийской сосной. Мусорить нигде нельзя, а мусорить на заповедной территории Городской горы или ещё где-то в Косове — смертный грех, за который небеса карают тёплым пивом, китайскими сувенирами и пьяными соседями по купе. Не рискуйте, небеса уже и так недовольны незаконной застройкой — на Горе работает кафе со смотровой площадкой. Присмотритесь к скале, на которой находится кафе-нарушитель, — она из прессованного песка, таких скал 2 штуки на всю старушку Европу.

Городская гора — отличное место для прогулки, но лучшая панорама открывается не с неё. Подыскиваете небанальное место для фотосъемки? Отправляйтесь на гору Острую в западной части города. Тропинка к ней начинается от символичной могилы воинам УПА, и скоро тут обещают обустроить удобную дорогу с перилами. Тем не менее, есть повод немного задержаться на скалах Городской горы, отложив фотоаппарат в сторону. С этим местом связано несколько легенд — в Косове легенды так тесно переплелись с историей, что распутать этот клубок невозможно. Где заканчиваются факты и начинается миф — кто знает?

Город долго жил за счет выработки соли, он привлекал евреев, которые умели обогатить и себя, и край. Так Косов превратился в лакомый кусочек для вооруженных грабителей, которые в давние времена было принято именовать армией. Граница Османской империи пролегала сразу за Черемошем, поэтому охочим до наживы воякам не приходилось долго ехать за чужим добром. Город горел дважды: в 1621 и 1624 годах — последний пожар уничтожил замок на Горе. Когда татары пошли в атаку, мещане попытались спрятаться в подземельях крепости. Однако басурмане прорвали оборону, и множество людей погибло в стенах замка. Твердыня превратилась в руины со скверной репутацией по части “чистоты” места, а вход в подземелье был обнаружен только перед Второй мировой войной, во время строительства автостанции. Хотя власти приказали замуровать обнаруженный лаз, один смельчак всё-таки забрался в мрачные подземелья Городской горы — и действительно нашел так сокровища погибших горожан! Но кладоискателя подвело собственное любопытство. Он решил исследовать подземные ходы дальше, и за ближайшей дверью его ждала встреча со смертью — из-за двери прямо на смельчака выпала груда скелетов. Напуганный, он выбежал на поверхностях, а когда вернулся за сокровищами, лаз оказался замурованным. На этом самом месте, над подземным “кладбищем” косовских мещан, нацисты расстреливали евреев, поэтому Замковая гора обзавелась скверной репутацией “сплошной могилы”, а на восточном ее склоне сохранилось старинное еврейское кладбище — место религиозного паломничества хасидов.

Богатство города волновало воображение не только турков с татарами. Косов содрогался от набегов опришков. Далеко не все из опришков были робин-гудами, грабившими богатых, чтобы помочь бедным, — как всегда и везде, среди повстанцев находились банальные разбойники. Однажды молодчики ограбили церковь, а поскольку добра они нагребли с избытком, решили прихватить служку и пономаря, чтобы те несли добро. Стражники окружили опришков — разбойники понимали, что с тяжелой ношей и заложниками им не сбежать. Тогда они вырыли яму, побросали в неё сокровища, а пономаря и служку убили, привалив тела камнем. Совершив это чёрное дело, разбойники приказали мёртвым охранять сокровища живых. Местные жители считали клад проклятым и старались обходить зловещее место десятой дорогой. Но в начале XX века нашелся сорвиголова, который взорвал тяжелый камень гранатой — и увидел золото! Но стоило ему наклониться за сокровищами, как из земли выросли два скелета, так что авантюрист в ужасе ретировался — подальше от золота и сторожащих его мертвецов.

Мы рассказали только 2 косовские легенды, а преданий этот город знает видимо-невидимо. Желаете их услышать? Милости просим на Прикарпатье! Гуцулы с удовольствием поведают и про великанов, и про солеварню, и про озеро, на берегах которого стоял монастырь.

Живая вода

Город долго находился под властью Австро-Венгерской монархии, но только в начале прошлого столетия, когда Прикарпатье внезапно сделалось польским, поляки оценили туристический потенциал Косова. Город превратился в курорт, открылись лечебницы и санатории — сохранившиеся постройки больницы Аполинария Тарнавского можно увидеть на территории санатория “Косов”. Он находится в 3 км от центра города, в селе Смодна. Курортному успеху в своё время очень поспособствовал сероводородный источник.

Целительный ручей бьет из скалы, и про него тоже сложена легенда. В горе, где журчит живая вода, прятался чёрт — нечистый дух норовил наслать на людей болезни. Черти обретаются на земле, но время от времени должны возвращаться в ад, поскольку не могут без серного духа преисподней. Один набожный человек решил прогнать чёрта. Он взял освященную воду из Иордана и пошел к скале. По дороге он читал молитвы, а затем начал кропить скалу и приказал нечистому убираться “за горы и леса”. Вот только заклясть “чтобы духа твоего здесь не было” забыл. Поэтому, как только вырвался из камня адский пламень и чёрт улетел куда-то вдаль, за Черногору, из скалы забил пахнущий серой ключ. Над источником до сих пор стоит часовенка с крестом, а гору, из которой течет живая вода, часто называют именем того набожного человека — Зиняков Верх. Хотя в большинстве путеводителей она обозначена как Сопка.

Горожане облюбовали другой источник — Кринчистую крынычку (Кринчисту криничку). К нему ведут несколько тропок, вы можете расспросить местных — они с удовольствием расскажут, где набрать воды. Поговаривают, будто бы в ручье прячется прекрасная лесная мавка.

Активный отдых

В Косове приятно оказаться хоть летом, хоть зимой. Рядом находится Национальный природный парк “Гуцульщина”, а сразу за ним — село Шешоры. В Шешорах туристы любуются Серебряными водопадами, но и в пределах самого Косова есть прекрасный каскад. Косовский Гук украшает русло Рыбницы, общая высота его каскадов — около 2,5 м. О нём, естественно, сложена романтическая легенда — в Косове обо всём есть легенда. Расспросите туземцев, почему парни, стремясь доказать девушкам свою любовь, прыгают со скалы в затон Гука.

Слова “грипсы”, “даунхил” для вас не пустой звук, и вы знаете, чем пружинная вилка отличается от жесткой? Тогда вас порадует не только трасса для даунхила, но и 30 маркированных веломаршрутов разной сложности — в городе действует общественная инициатива “ВелоКосов”. На сайте можно скачать треки для поездок, а если свой велосипед не прихватили — берите напрокат! Тут предлагают современные модели “Kellys“. Вдохновенные экстремалы могут попробовать себя в рафтинге на Черном Черемоше — в городе формируют группы желающих.

Туристам, увлеченным горными походами, привет и воздушные поцелуи передаёт Горная аварийно-спасательная служба Косова. Эти люди будут вас вытаскивать, если вы навернетёсь со скалы, потеряетесь, травмируетесь или попадёте во власть коварных мавок. Чтобы ребятам не приходилось искать вас по всем Карпатам, пожалуйста, регистрируйте группы перед выходом на маршрут.

Зима — звёздный час глинтвейнов, лыжников и лыжников с глинтвейнами. Опытным спортсменам в Косове будет не особо интересно, зато новичкам — в самый раз. Зимой в 2 км от центра, на горе Михалкова, работает трасса длиной 1 400 м, перепад высот на ней — 250 м. На вершину вас доставит бугель. Внести разнообразие в лыжный досуг можно в Шешорах или Верховине. Новичкам будет удобно осваивать здесь азы — кроме проката снаряжения в Косове несложно найти хороших инструкторов.

Как добраться

Транспортная доступность — одно из преимуществ Косова. Никакого карпатского экстрима а-ля “одна маршрутка в нужном направлению, в которой уже едут селяне, цыгане и куча туристов”. Прямые автобусы до Косова отправляются из Киева, Львова, Ивано-Франковска, в 12 км — железнодорожная станция Выжница, от которой также ходят автобусы. Из Косова легко добраться в Коломыю, Верховину, Снятын

Сухую справочную информацию полезно принять к сведению, но ещё полезнее навострить уши и прислушаться к советам местных жителей. Они рекомендуют не полагаться на прямые львовские рейсы — ехать придется долго, по плохой дороге, так что уже никаких музеев с сувенирами не захочется. Вместо этого лучше сесть на поезд до Коломыи или Ивано-Франковска, а там уже пересесть на автобус. Лучший вариант — рейсы, которые идут через Яблунив. Транспорт из Франковска начинает курсировать уже в 6.15 — каждый час отходит рейс в косовском направлении.

Тур выходного дня в Косове: гуцульский колорит и Карпаты

Что стоит посмотреть и как развлечься в известном гуцульском городке?

Косов издавна считают жемчужиной Гуцульского региона. Сюда можно приехать в любое время, и всегда гостей встречают с радушием.

Тур выходного дня в Косове: как добраться и где остановиться

Возле вокзала в Ивано-Франковске всегда ждут маршрутные такси, на которых вы сможете добраться до Косова. Расстояние достаточно приличное – почти 100 км, и, если есть желание, можно разбить дорогу на два этапа и сделать остановку в Коломые, в 32 километрах от Косова, и прогуляться старинными каменными улочками. В самом Косове ты найдешь немало уютных гостиниц с умеренными ценами, где двухместный номер будет стоить от 250 грн. в сутки. Можно арендовать дом в частном секторе, где жилье будет стоить дешевле.

Тур выходного дня в Косове: что стоит посмотреть и как развлечься

  • Изучаем историю и быт Гуцульщины. Находясь в центре Гуцульщины, для изучения истории и быта тебе понадобится лишь прогуляться по городу и внимательно рассматривать все вокруг. Посети деревянную Васильевскую церковь, послушай, как звучит трембита, и сама попробуй сыграть на одном из самых длинных музыкальных инструментов. Также загляни в Музей народного быта и искусства и Музей истории и быта Гуцульщины и Покутья.

  • Шопинг по-гуцульски. Обязательно посети знаменитый Косовский сувенирный рынок, где ты сможете найти разнообразные творения народных мастеров на любой вкус. Рынок работает дважды в неделю, в четверг и субботу, за исключением больших религиозных праздников. Торговать начинают с самого утра, но стоит пропустить толпу первых покупателей, которые приезжают из близлежащих поселков и даже отдаленных городов за оптовым товаром, и прийти сюда позже — около 7-8 часов утра. Здесь, среди множества дешевых корзин, одеял и деревянных писанок, которые продаются оптом, вы можете найти действительно редкие вещи. В глубине рынка продают высокохудожественную вышивку на рубашках, юбках, платках и предметах быта, нашейные узорчатые украшения из бисера, которые называют герданами, искусно вырезанные из дерева тарелки, панно, статуэтки, шуточные фигурки и шкатулки, изделия из кожи, полудрагоценных камней, стекла, металла и керамики. Кстати, Косов традиционно славится своими гончарами, поэтому керамических изделий здесь в изобилии. Но не стесняйся торговаться. Здесь любят оживленную беседу и хорошие шутки, поэтому, если найдете веские аргументы, можете получить значительную скидку.

  • Побудь наедине с природой. В городе есть сероводородный источник, который можно издали почувствовать благодаря характерному запаху. Он находится в пределах Косова на горе Сопка. Прогуляйся по городу, и посмотри на Косов с Городской горы, возвышающейся над центром, посетите водопады, которых немало вблизи Косова. Два из них, Гук-1 и Гук-2, расположены в черте города. Также при желании можно заказать тур «Гуцульские путешествия» — это система разработанных конных маршрутов в горы. Ты можешь потратить на такое путешествие час, а можешь совершить длительную экскурсию по заснеженному лесу, которая продлится до вечера. Непревзойденные пейзажи Карпат, тишина и первозданный снег в долинах, и теплое дыхание лошадей – все это составляющие прекрасного отдыха в один ясный зимний денек.

  • Посети горнолыжные курорты. В Косов можно приехать и для активного отдыха. В самом городе есть горнолыжный подъемник длиной 1200 метров, но можно также кататься и в соседних селах. В Шешорах, поселке, расположенном на высоте 600 метров над уровнем моря в 14 километрах от Косово, трасса достигает 900 метров, а в Яворове, находящемся в 12 километрах, трасса достаточно короткая – всего 350 метров.
  • Попробуй блюда местной кухни. Попробуйте традиционные местные блюда, к которым относится, прежде всего, банош – вареная на сметане кукурузная каша, заправленная маслом, кныши – небольшие пирожки с брынзой, кремзлики – картофельные оладьи, и гурка – колбаса из кукурузной муки, шкварок и лука.

Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского онлайн-ресурса tochka.net.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Достопримечательности Косова

Косовский музей народного искусства и быта Гуцульщины

Музей открыт в 1969 году, он стал отделом Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины. Коллекции его насчитывают более двух тысяч экспонатов. Экспозиции знакомят с народным декоративно-прикладным искусством XIX-XX вв. В музее есть немало чрезвычайно разнообразных по композиционным решениям, орнаментикой, цветовой гаммой одежных и интерьерных тканей — запасок, поясов, платков, перемиток, верет, скатертей.

Ценными художественными изделиями являются традиционные покрывала из наиболее характерными узорами: «кривой», «очкатий», «российский», «лопаточный», «вуставковий» и др. Коллекция резьбы по дереву знакомит с историей распространенного на Гуцульщине вида народного искусства. Художественную ценность имеет коллекция произведений резчика семьи Шкриблякив из села Яворова, которые определили новые направления в развитии резьбы по дереву. Есть также немало образцов топоров, палок, женских нашейных украшений, украшений для одежды, тобивок, поясов. В музейной коллекции есть ряд произведений, украшенных выжиганием. Главным образом это кружки, дийничкы, солонки, повниця, в декоре которых наряду с геометрической орнаментикой использована и растительная.

Здесь также организуются различные выставки.

Косовский музей освободительной борьбы Прикарпатского края

23 мая 1999 года, совместно с районной организацией Конгресса украинских националистов и по решению V сессии Косовского районного совета, был создан музей освободительной борьбы Карпатского края. Он стал филиалом Ивано-Франковского музея освободительной борьбы.

Документальные материалы опровергают мифы, созданные советской исторической школой и проливают свет на события, замалчивались, или трактовались как враждебные и опасные для СССР.

Его экспозиция, которая постепенно пополняется новыми документами, ведь большое количество неисследованных первоисточников содержится в фондах архивов как в Украине, так и за рубежом, рассказывает об участии жителей Косовщины в вооруженных формированиях УПА и подполье ОУН. В своих экскурсиях работники музея, опираясь только на документальные, проверенные исторические источники, доносят до гостей со всей Украины и зарубежья правду о нашей истории.

В музее можно получить интересную документальную информацию о событиях, национально-освободительную борьбу, сведения о жизни и деятельности М.Михновского, Коновальца, Я.Стецько, Бандеры и других выдающихся фигур Украины.

Музей народного творчества Михаила Струтинского

16 сентября в Косово открыт Музей народного творчества Михаила Струтинского. Он расположен в школе искусств и занимает 2 больших зала и коридор. Музейные фонды состоят из типичных произведений разных видов народного искусства Подолья, Буковины, Гуцульщины, Покутья, Бойковщины и Ополье. В коллекции М.Струтинського есть компоненты одежды горцев Ивано-Франковской области — вышитые рубашки, коллекция народных вышивок, насчитывающая около 10 тыс. Экземпляров, которые представлены многочисленными изделиями религиозно-обрядового и бытового назначения. Возрастные критерии вышивок в экспозиции коллекционера дают возможность исследовать особенности культурно-мировоззренческих традиций жителей Карпатского региона. Очень ценная и уникальная коллекция живописи. Выделяются оригинальные изделия бытового назначения, изготовленные из дерева и художественно украшенные техникой «выжигания» и «художественной резьбы»: веретена, баклаги, рахвы, бочки, ящики. Также, в музее есть коллекция изделий из кожи (лапти, сапоги, сумки, пояса, украшения), отличающиеся особенностями формы и орнаментики.

Художественно-этнографический музей народного искусства М.Струтинского занимает почетное место среди действующих сегодня культурных заведений Косовщины. С 1961 г. он собирает образцы украинских вышивок, предметы быта Гуцульщины, художественные произведения живописи. Михаил Струтинский является человеком многостороннего таланта и способностей.

Частный этнографический музей семьи Корнелюк

Семья Корнелюк является известная и уважаемая в Косовском районе, она объединяет целую плеяду мастеров различных видов народных промыслов.

Главой семьи является Николай Корнелюк (1942 г.р.), член Союза художников Украины с 1989 г. В семье каждый творит самостоятельно, но никто никого не копирует, поэтому и изделия их разные. Собрав большую коллекцию изделий Корнелюки решили создать собственный частный музей.

За довольно короткое время усилиями семьи было построено двухэтажное здание, в шести комнатах которого, разместился музей. Фонд музея насчитывает более 2000 экспонатов. Вход в музей бесплатный и работает без выходных.

Произведениям семьи Корнелюк присуще большое количество блесток и других блестящих украшений. В хоромах музея расположено много керамических тарелок, около 70 головных уборов гуцулов, вышитые полотенца, гердани, целая галерея писанок. Также Николай Онуфриевич разместил здесь около 60 видов ножей, коллекция более 100 ножниц, расположена коллекция монет, покрывал, верет, тротуаров, покрывал. В музей приходят посетители — как из Украины, так и из многих стран мира. М. Корнелюк создал немало сумок для современных сценических костюмов.

Косов — карта историко-культурного наследия

Косов — один из самых известных курортов Украинских Карпат. Город расположен в долине реки Рыбница, притоки Прута, у подножия Украинских Карпат. Косов — районный центр Ивано-Франковской области, важный административно-торговый центр. Расположен в 94 км от Ивано-Франковска, 40 км от Коломыи и 100 км от Черновцов.

Содержание

Поселение на месте Косова возникли в начале XIV в. во времена Галицко-Волынского государства. После упадка государств, поселение в 1340 г. попадает под власть Молдавского воеводства. В 1370-1387 гг. Галичина находилась под властью Венгрии. С 1395 г. ею овладела Польша. В то время Польша заключила династический союз с Литвой, король Ягайло был обладателем обеих стран. Земли бывшей Руси управлялись младшим братом короля — Свидригайло, который вел многолетнюю борьбу за сохранение своих владений. С 1411г. польский король Владислав Ягайло отдает Покутье на 20 лет в качестве залога молдавском хозяину Александру. Первый документ, касающийся Косова сохранился. Это дарственная грамота князя Свидригайло молдавскому боярину Владу Драгосиновичу, датированная 1 424 годом. Косов находился в составе Польского королевства (с 1569 года — Речи Посполитой) до 1772 г., затем, в результате первого раздела Речи Посполитой, Галичина была присоединена к монархии Габсбургов.

Косов развился как город во второй половине XVI века благодаря ценным залежам соли. Гораздо раньше, в районе, на месте нынешнего села Старый Косов, была солеварня. Село и солеварня были королевской собственностью, административно принадлежали Снятинскому графству и были подчинены представителю короля. Снятинские старосты арендовали косовскую баню и брали с нее доход, а в 1560 г. Староста Косова Генчинский основал при ней городок Рыков. После его смерти, подданные и слуги Юрия Язловецкого, которому досталось в арендное владение село Косов, совершили вооруженное нападение на Рыков и разрушили его, а соляную баню захватил Язловецкий. К середине XVI в. Старый Косов был селом. В 1565 г., близ соляных источников, основан городок, который сначала назывался Рыков, а впоследствии перенял название села, которое стало называться Старый Косов. Поэтому был создан городок Косов. Налоговый реестр 1579 г. рядом с названием «Koszow, villa» («Косов, село»), фиксирует «Koszow, oppidum» («Косов, городок»). В этом же документе Косов выступает как частное местечко, владелец которого — сын Юрия Язловецкого, Михаил. Город был дважды сожжен и уничтожен — осенью 1621 турками, татарами и волохами, а в феврале 1624 году — Бучацкими татарами.

В XVI в. в Косове появились евреи. Сначала евреи не были отдельной гминой со своими институтами. Первое еврейское кладбище появилось в XVIII в. В XVIII в. здесь была уже значительная еврейская община, и именно Косов и его окрестности стали колыбелью хасидизма. В 1720-х годах в горах у Косова семь лет прожил в одиночестве и молитвах основатель хасидизма Исраэль бен Елиьезер Ба’ал-Шем-Тов. С 1736 г. в Косове образовалась своя Косовская хасидская династия.

Владельцы города оказывали евреям различные привилегии, таким образом, поощряя их поселяться в городе. Евреи занимались торговлей, были владельцами приисков соли, мельниц, трактиров, занимались сбором налогов. В центре Косова традиционно проживали евреи, а на окраине, которые были когда-то отдельными селами, украинцы. Например, в XVIII в. в Косове проживало 250 греко-католических семей, 110 еврейских и 7 римо-католических. По сравнению с другими жителями, евреи были довольно состоятельные. В то время в горах действовали отряды повстанцев. Случалось, что богатые евреи становились их жертвами. На городок нападали слуги Василия Лунги (1698 г.), Питни и Пискливого (в 1704 г.), Баюрака (в 1750 г.) В 1759 году владелец Косова, Тадеуш Дидушицкий, организовал специальный экипаж, который должен был защищать город. Кроме варки соли в Косове активно развивались другие ремесла — скульптура, вышивка, ковроткачество, керамика. Косов становится центром ткачества с конца XIX века. В то время городок становится известным также как летний курорт. Открыты центры для туристов. После либеральных реформ 1867 Косов получил статус районного города.

В 1827 году большинство жителей Косова были евреями, с тех пор евреи были большинством в городе. Евреи занимались преимущественно торговлей и ремеслами. К концу 19-го века и начала 20-го века косовские евреи открыли множество мастерских, которые изготавливали обувь и одежду, предметы одежды и кожаные изделия. В 1880 году в Косове проживало более двух тысячь евреев (78% населения). В начале XX в. число косовских евреев составило 2560 человек (82,5%) из 3100 жителей. Накануне Первой мировой войны евреям принадлежало 40 деревянных зданий в Косове. После Первой мировой войны, когда на долю еврейской общины выпали серьезные испытания, количественный состав населения Косова изменился. В 1921 г. в городе проживало 2166 евреев (51% населения).

После распада Австро-Венгрии, Косов с 1 ноября 1918 года по 26 мая 1919 принадлежал Западно-Украинской Народной Республике (ЗУНР). Затем была румынская оккупация, которая длилась до августа 1919 года, после этого в Косов вступила польская армия. По официальным данным польской статистики в 1931 году в Косове и окрестностях проживало около 6730 евреев. В 1930-х годах существенно вырос уровень антисемитизма. Члены польской Национал-демократической партии инициировали бойкот еврейских магазинов, еврейских ремесел и торговли. Многие евреи сталкивались с финансовыми трудностями, магазины закрывались один за другим, а количество тех, кто нуждался в еврейской благотворительной помощи, постоянно увеличивалось.

После начала Второй мировой войны и до 1941 года еврейское население города возросло до 4000 человек из-за наплыва беженцев с Западной Польши. После нападения Третьего Рейха на Советский Союз, небольшие группы молодых евреев присоединились к советской армии, которая отступала. В начале июля 1941 года Косов захватили войска союзницы Германии во Второй мировой войне — Венгрии. В августе 1941 года власти города перешли в руки немецкой военной администрации. В Косове был создан местный еврейский чрезвычайный комитет, в него вошли местные активисты. Еврейские беженцы из Подкарпатской Руси, которая была недавно аннексирована Венгрией, которые не признавались гражданами Венгрии, искали убежище в Косове. Комитет сотрудничества с местными евреями предоставил им помощь и медицинское обслуживание. В сентябре 1941 года немцы захватили городскую администрацию. Во время «акции», которая состоялась 16-17 октября, 2200 евреев, около половины общины были выведены на холм за мостом Москалевка и убиты. В ту зиму евреи страдали от голода и эпидемий. Юденрат создал столовые и предоставил другую помощь. 24 апреля 1942 г. 600 евреев без рабочих документов были направлены в Коломыю. Чем больше кампания истребления набирала обороты, тем чаще встречались попытки евреев пересечь границу Румынии. В начале мая 1942 г. было создан гетто. 7 сентября 1942 г. была устроена еще одна «акция». Евреи были окружены, немецкие и украинские полицейские обыскали дома и убили около 150 человек, которые не подчинились приказу. Около 600 евреев прошли пешком расстояние до Коломыи, а оттуда были отправлены в лагерь смерти Белжец. Трудоспособные мужчины были отправлены в Яновский концентрационный лагерь во Львове. Только нескольким удалось скрыться. 28 сентября 1942 г. немцы объявили, что люди могут выйти из убежищь и остаться, но все те, кто появился, были убиты. 4 ноября 1942 г. последние евреи, кто остался в Косове были отправлены в Коломыю и город был объявлен «свободным» («Judenrein») от евреев. После входа в город Красной армии летом 1944 года несколько евреев вернулись в свои дома в Косове.

По переписи 2001 года евреев больше нет в Косове. В начале ХХ века в Косове проживало 2 560 евреев.

Археология

Археологические находки, в частности, каменные топоры и бронзовые изделия, свидетельствуют о том, что территория современного города была заселена во времена неолита и меди. В ХХ веке на территории Косова была найдена уникальная мозаика времен Римской империи.

Светские институции

Школы

В 1880 г. в Косове проживало более двух тысяч евреев (78% населения). В 1898 г. на средства барона де Гирша в городе было открыто ремесленное училище. В 1909 г. местная организация Агуддат Сион (создана в 1898 г.) основала школу «Сафа брура» с ивритом, в качестве языка преподавания.

Еврейские дети получали свое начальное образование в традиционном хедере, а также в общей польской школе. В двух школах-хедерах учили детей ивриту уже с шестилетнего возраста. С 1938 года действовала еврейская гимназия, которая размещалась в доме Мирослава Капия, ее директором был Давид Сегал. Все преподаватели имели университетское образование: Айзикович, Безен, Гафнер, Шиссель, Грубнер, Дорнфест, Дрезнер, Эльстер, Кахане, Кальман, Крумгольц, Кимельдорф, Майданек, Райнер, Розенблят, Унгер, Фрейл, Френкель, Финстер, Шаубер, Шварц, Штрус, Шмерц, Шерф. Хотя они учились в польских и зарубежных университетах, все же знали и украинский язык. В течение 1939-1941 годов преподавание совершалось на украинском языке.

Организации

После Первой мировой войны в Косове начали действовать сионистские организации. В еврейской общине творилась быстрая культурно-общественная жизнь. Самые активные сионисты эмигрировали в Палестину, где начинали хозяйничать на земле. Действовало национальное культурное общество «Мерказ Рухани», возглавляемое Абрамом Крайзель.

В меж военное двадцатилетие действовал спортивный клуб «Маккаби» и общество культуры «Мерказ Рухани» (Merkaz Ruchani). Очень активной была футбольная команда «Маккаби».

Косовские евреи отличались наблюдательностью и ортодоксичностью, но в 1920-е и 1930-е годы сионистское влияние возросло в городе. «Общие сионисты», «Поалей-Сион» (Рабочие Сионисты), «Га-мидраши» и ревизионисты — все были представлены в Косове, в том числе молодежные движения «Шомер Гацаир» и «Ганоар Гациони». В 1928 году 40 ковровщиков создали кооператив. Еврейский кооперативный банк был основан в городе в 1929 году.

Градостроительство

По данным переписи 1764 года, еврейская община Косова (в том числе сельские жители из окрестностей города) насчитывала 343 семьи. Они зарабатывали средства на жизнь мелкой торговлей, лесным хозяйством, ремеслом, транспортными услугами, пошивом одежды, арендой жилья. В XIX веке евреи Косова торговали зерном и животными, были заняты в ремеслах, таких как столярные изделия, слесарство, резьба по дереву и ковроткачество. Важным занятием местных жителей было солеварение. Заботясь об увеличении прибыли, владельцы Косова поощряли евреев различными привилегиями селиться здесь. Впервые они упоминаются в документах 1635 г. Евреи успешно занимались торговлей, арендой имений и промышленных объектов (солеварни, мельницы, корчмы), сбором налогов и ремеслами. Больше всего было торговцев, наемных торговцев, шинкарей, торговых посредников — около 450 человек. Вторым распространенным занятием было ткачество и ковроткачество. Евреев-ткачей и ковроделов было 140 человек. Почти столько составляли и так называемые «зарибныки», поданные рабочие. Также были мастера различных ремесел: портные, ткачи корсетов, вышивальщицы, столяры, пекари и мясники, сапожники шили для горожан и также для крестьян. Еврейские рабочие работали с кожей, шили тулупы и шапки; были мастера по ремонту часов, цирюльники. Был в Косове мастер золотарского ремесла, евреи-фотографы, електрорадиомастера; слесари, жестянщики, маляры, щеточники, извозчики и другие. Подавляющее большинство косовских евреев были работниками или мелкими предпринимателями. Больших предпринимателей было немного, это в первую очередь владельцы килимарень: Гертнер, Гильман, Штайнер, Ляндман, Сара Кноль. Крупнейшие магазины принадлежали Ляндману, Льокеру, Мильбаверу, Камилю, Крайслеру, Фибер. Владельцем электростанции и кинотеатра «Аполло» был Кауфман, типографии — Гиршгорн, гарбарень — Шнеберг и Штайнер, мельниц — Мильбавер и Фогель. Рестораны держали Крайзель, Райхман, Газенфрац, Шнап. Владельцем банка был Марморош. 34% евреев не имели своих домов и жили в съемных квартирах, часто в плохих условиях. Например, Исаак Замлер, ютился в одной комнате с женой и пятью детьми, из которых самому старшему было 14 лет.

В 1847 году хасиды Косова построили синагогу в Цфате. В 1928 г. Городской совет Косова состоял наполовину из евреев, а в 1929-34 годах городским головой был еврей, доктор Якоб Гертнер (1892-1941). Он ушел в отставку в 1934 году в результате давления со стороны правительства. В 1928 г. 40 еврейских ковровщиков образовали артель (была ликвидирована в 1941 г.). Евреям принадлежали многие предприятия в Косове: мастерская «Гуцульское мастерство» Гильмана, трикотажные фабрики Шниберга и Гунда. В 1929 г. в Косове был создан еврейский кооперативный банк. Между 1 934 и 1936 годами раз в две недели издавалась газета «Косовер Штиме» («Kosover Shtime»).

В годы советской власти учреждения и политические партии были расформированы. Известные местные ковровые промышленности в большинстве своем прекратили существование.

Этнография

Косовским евреям были присущи патриархальные обычаи. Жили они в основном большими семьями. Так, в доме купца Мордко Кауфмана жили 12 членов семьи трех поколений, несмотря на то, что два его сына, Самсон и Осияш, были самостоятельными предпринимателями: первый — купцом, второй — владельцем электровни и кино. А Тауба Гартнер, портной, имел семью из 14 человек.

Достопримечательности строительства и архитектуры

Еврейские памятники

Синагога

В конце XVIII века была возведена деревянная синагога, и было освящено еврейское кладбище. Синагоги в Косове принадлежали хасидской общине. Она охватывала не только косовских хасидов, но и тех, что жили в селах. К косовской хасидской общине принадлежали даже евреи достаточно удаленного Заболотова. Первую синагогу в Косово для раввинской династии Гагерей построил Заболотовский предприниматель Реби Натан Чавтан (Бендер). Стояла она у дороги на Коломыю. Это был очень хороший, светлый и просторный дом; в зале могло находиться около ста мужчин, а на галерее — сто женщин. Раби Моше Шфарбер с Заболотова подарил косовской синагоге землю с домом, которыми он владел в Косове. Где находилась первая синагога, и что с ней произошло, теперь сказать трудно.

История двух других синагог известна. Центральная синагога стояла примерно там, где сейчас двухэтажный жилой дом по ул. Независимости, 126. Она была двухэтажной, с толстыми каменными стенами. Молельный зал был украшен резным деревянным растительным орнаментом, темно-коричневого и золотого цвета.

Синагогу подожгли гестаповцы вечером 17 октября 1941 г. в завершение первой «акции» против евреев, перед тем застрелив там семерых евреев, которые искали в храме спасения. Была темная осенняя ночь, пожар был большой. Пожарная машина примчалась аж из Жабья, но сразу же вернулась обратно: очевидно, немцы не позволили тушить. На следующий день были видны останки сгоревших людей. Толстые стены остались стоять, их снесли позже.

Вторая синагога, в которой размещалась и религиозная школа — хедер — тогда уцелела. Ее помещение использовали для размещения отдела кинофикации.

Киркут

Киркут находится под городской горой за домом на улице Независимости, 42. Там есть захоронения хасидских цадиков. При входе находятся заново отстроенные плиты, где похоронили: Хаима, сына Менахема Мендл из Косова, Ципору, дочь Майра из Шепетовки, Якова Шимона, сына Хаима из Косово, Моше, сына Иакова Шимшона из Косова. Другая плита содержит захоронения Менахема Менделя, сына Якова Копеля, Баруха, сына Авраама, а также Сары, дочери Авраама. На кладбище сохранено несколько надгробий. Считается, что на Косовском кладбище находятся одни из самых интересных мацев в Восточной Европе, памятников сепулькрального еврейского искусства. Кладбище ограждено забором, ключи находятся в доме рядом (по ул. Независимости 42/6, тел. 034782 01 71).

На расстоянии сто-двести шагов от кладбища, на прежнем замчище находятся могилы жертв гестаповских «акций» 1941 — 1942 годов. Только в 1992 году здесь появилась таблица, которая сообщала, что на этом месте похоронены евреи Косова.

Дом раввина

Дом раввинов Гагерей кон. XIX века. Сейчас здесь находится Косовский музей народного искусства и быта Гуцульщины, музей истории революций на Гуцульщине, Косовская районная организация. Адрес: ул. Независимости, 55

Другие достопримечательности

Замок

Один из величайших исторических памятников — Городская (Замковая) гора. Здесь хорошо сохранились мощные оборонительные валы. Замок был построен в XVII в. и принадлежал сначала владельцам города Коссаковскими, а позже — Яблоновским. Замок был обнесен высокими валами, на которых стояли стены с четырьмя башнями. Сооружения были из камня и дерева. В замке жили магнаты — владельцы города. Замок пережил турецко-татарские нападения в 1621 и 1 624 годах, когда город был до основания сожжен. Несмотря на труднодоступность крепости, в 1648 году восставшие крестьяне захватили и ограбили ее. Подступал к замку и Довбуш. По преданию, он с горы бросал посреди города свою топорик, что было знаком нести дань. В конце XVIII века замок потерял свое оборонительное значение и пришел в упадок. По преданию, камень с его стен еще долго использовали косивьяне в строительстве.

Церковь Рождества Иоанна Крестителя

Деревянная православная церковь Рождества Иоанна Крестителя. Вели ее в 1912 году в гуцульском стиле. Церковь является действующей в настоящее время и находится в довольно хорошем состоянии. Расположена среди кладбища, на котором сохранилось немало интересных склепов и надгробий. Церковь известна тем, что в ней в 1990 году принял постриг в монашество патриарх УПЦ КП — Владимир (Романюк).

Церковь Василия Великого

Другой святыней Косова была греко-католическая деревянная церковь Василия Великого, которую возвели в 1895 году. В 2009 году эта церковь сгорела.

Костел и часовня

Костел находится возле института декоративно-прикладного искусства. Первый католический храм на этом месте построили в 1771 году. В 1881 он сгорел. Через шесть лет на его месте возвели новый, который простоял до 70-х годов прошлого века (был разобран советской властью). Другой косовский костел стоит на польском кладбище. Это большая часовня, которая выполняла функции главного католического храма города к построению нового костела. Часовню построили в 1866 году, а с 1911-го она уже действовала как костел.

Памятники садово-паркового искусства

В Косове есть немало уникальных насаждений, имеющих историческое значение. В частности насаждения «дуба красного» возрастом 50 лет. «Уторопы» — ценный лесное насаждение сосны обыкновенной с примесью ели и пихты возрастом 105 лет. Дендропарк санатория «Косов», с. Смодна. Уникальная коллекция деревьев и кустарников (729 экземпляров 44-х видов растений), собранных со всего мира ученым А. Тарнавским в прошлом веке. В Косово действует сероводородный источник.

Национальный природный парк «Гуцульщина» расположен в пределах Косовского района, охватывает площадь 32271 га. Протяженность парка с северо-запада на юго-восток около 29 км, а с северо-востока на юго-запад — 20 км. Национальный парк предназначен для сохранения, воспроизводства и рационального использования генетических ресурсов растительного и животного мира, уникальных природных комплексов и этнокультурной среды Покутско-Буковинских Карпат.

Гора Расписной Камень. Огромные глыбы песчаника, которые начинаются с северо-запада, из камней высотой 2-3 м. И тянутся цепью (около 80 м.) на юго-восток, вырастая в массивные монолиты высотой до 20 м. Верх камней образует горизонтальную плоскость, где можно отдохнуть, любуясь окружающей природой. Существует легенда, что очень давно окружающие горы заселяли племена карпов, которые дали название Карпатам. Это были люди-гиганты, подобно мифических титанов, наделенные необычайной силой. Они прикатили сюда эти камни, чтобы увековечить память о пребывании здесь, зарыли свои сокровища и накрыли их камнями. С тех пор и ходят сюда люди, как в Мекку, чтобы поклониться могучему духу своих предков. Свое название Камень получил от зарубок (петроглифов), древнейший из которых относится к эпохе Киевской Руси. Собственно, на нем можно увидеть знаки, символы, которые и сегодня используются в гуцульских орнаментах. Камень представляет собой значительный интерес как в плане историческом, так и геологическом. С Камня открывается величественная панорама горных хребтов и вершин.

Скала Сокольского — это отвесная стена высотой 100 м. Нависает над дорогой. Это палеогеновое обнажение пород образовалось 25 млн. лет назад. Черемош течет здесь с большой скоростью, омывая обломки скалы. В Черемош впадает поток Сикавка, образуя водопад, над которым находится памятник Т. Шевченко. У водопада проходит маршрут подъема на хребет Сокольский, протяженностью 15 км. На хребте неглубокие седловины чередуются с копулястыми вершинами, смешанные леса сменяются пологими лугами. Чаще всего встречаются елово-буковые леса, но встречаются и березовые и яворовые рощи. Наибольшую ценность на Сокольском представляют песчаные скалы, которых более 20 высотой более 40 м. Интересные своими необычными формами они нередко напоминают зверей.

Городская гора, высотой 450 м., с которой открывается прекрасная панорама на Косов и близлежащие села, вид на Покутско-Буковинские Карпаты. На самой горе растут уникальные на Прикарпатье черные альпийские сосны, а также лиственные и хвойные насаждения, заросли белой акации.

Гора Тарошоры (998 м). Название происходит от слова «Тарниця» (седло на лошади). Отсюда открывается великолепный вид на г. Буковец (одна тысяча пятьдесят девять м.), с. Яворов, вершины хр. Сокольский, г. Максимец (981 м), Расписной Камень (одна тысячу двести двадцать один м), г. Грегит (1491 м.). От вершины г. Тарношоры вниз отходят огромные камни-скалы, высотой до 30 м. С множеством лабиринтов, коридоров, ущелий, есть несколько пещер.

Камень Довбуша — это огромный камень ледникового происхождения, венчает цепь других камней. На его вершине стоит, как председатель, меньший камень. Этот камень-гигант напоминает человеческую фигуру. Названный в честь народного разбойника Олексы Довбуша.

Пещера, где в 1720-х годах в горах в Косове семь лет прожил в одиночестве и молитвах основатель хасидизма Исраэль бен Элиэзер.

Движимые памятники искусства

В синагоге в Косове была большая библиотека, которая была перевезена в Израиль.

Нематериальные ценности

В Косове было несколько еврейских общин. Сторонники еврейского Просвещения были немногочисленными, в провинциальном городке, каким был Косов, их влияние было незначительным. Косовские хасиды имели свою династию цадиков. Она выходила из гораздо более влиятельной хасидской династии из Выжницы. Косовский раввин был потомком раввина Выжницкой династии. Родовая раввинов имела следующую последовательность: большой раввин Моше Гагер из Косова (1860-1925), автор книги «Лекет Они», большой раввин Барух Гагер из Выжницы (1845-1892), большой раввин Шарга Фейвиш Гагер с Залещиков (1870-1937, сын Баруха из Выжницы, зять Моисея из Косова), большой раввин Авраам Йошуа Гешель Гагер из Косова, сын Шрага Фейвиша с Залещиков, большой раввин Шрага Фейвиш Гагер, нынешний раввин Косова находится в Боро Парке, США. Название династии происходит от названия города Косов. Она активна в Бруклине, где находится их синагога (Косовская синагога (Kosover synagogue), 52-ая улица и 11 авеню Бруклин, Нью-Йорк). Косовская синагога существует на севере Израиля, в городе Цфат. Это единственное место в Израиле, которое похоже на Карпаты. Это самый исторический центр еврейской мистики. Там работал предшественник хасидов, великий еврейский мыслитель раввин Исаак Лурия Ашкенази (1534 г., Иерусалим — 1572 г., Цфат).

Израэль бен Элиэзер, или Баал Шем Тов (около 1700 — 1760) — основоположник и вдохновитель хасидизма в Восточной Европе. В 1720-х годах в горах у Косова семь лет прожил в одиночестве и молитвах. Начиная Баал Шем Товой в 1736 г. в Косове образовалась Косовская хасидская династия. Также известна как Бешт (בֶּעשְׁ»ט — Актон от Баал Шем Това). Родился в городе Окопы на границе Подолья и Валахии. Рано осиротел, учился в хедере, откуда часто бегал в лес, где медитировал.

Из опубликованных, уже после смерти Израэля бен Элиэзера сборников, рассказов и преданий, которые распространялись среди его учеников и последователей, известно, что он родился в небольшом городке на границе Польши и Валахии у бедных, простых и уже немолодых родителей. Рано осиротел, служил помощником Меламеда, а затем сторожем в синагоге. В возрасте 12 лет он стал помощником учителя (Меламеда) потом шамесом (слуга в синагоге.) В 18 лет женился, вскоре овдовел и стал путешествовать по еврейским местечкам Восточной Галичины. В Язловце (недалеко от Бучача) помогал обучать детей в хедере, позже бывал в разных городках и селах. Через два года женился во второй раз, но через некоторое время уединился в Карпатских горах, где провел несколько лет, зарабатывая на жизнь тяжелым физическим трудом (впоследствии сторонники Израэля бен Элиэзера рассматривали этот период уединения и мистического созерцания как подготовку к будущей деятельности). Около 1730 г. Баал-Шем-Това поселился в городке Тлуст (ныне Толстое, Тернопольская область), где спустя примерно шесть лет прославился как чудотворец. Много странствовал по стране, преподавал в школе. Женился на дочери купца из Бродов Ефрема Кутовера, однако, решил совершенствоваться в одиночестве и поехал с семьей в Карпаты. Жена жила в гуцульском селе и только иногда приезжала в горы. Израэль бен Элиэзер выкапывал глину, которую жена привозила в город и продавала. Этим они и содержали семью. Прямо здесь, в Карпатских горах, он понял основополагающий принцип хасидизма, что «вся земля наполнена Богом». Легенды гласят, что он встретился с лидером повстанцев Алексеем Довбушем. Зная так же хорошо горы, он показал Алексею ущелье, которое в трудную минуту спасло его. А Довбуш, якобы дал Бешт трубку, с которой он не расставался всю жизнь. Родственник жены Бешта, раввин из Бродов Гирсам Кутовер не мог примириться с аскетическим образом жизни своих родственников и купил им в Углах корчму. Жена вела дела, а Баал Шем Тов жил неподалеку. Хозяева из них были плохие и вскоре они были вынуждены переехать в город Тлуст, где Бешт был и учителем (меламед) и резчиком (шойхет), и Хазаном (кантором) в синагоге. Даже тогда, многие считали его святым. Умер Баал Шем Тов в Меджибоже на Подолье, куда он прибыл в 1740 году. У Израэля бен Элиэзера был сын Цви (Хершела, сведения о нем не сохранились) и дочь.

Учение Израэля бен Элиэзера

Разъезжая по еврейским местечкам Подолья и Восточной Галичины, Израэль бен Элиэзер занимался лечением как средствами народной медицины, так и с помощью амулетов и талисманов. Легенды приписывают ему также умение изгонять злых духов. Вскоре вокруг него образовалась группа сторонников. Одних привлекала его слава ясновидца и целителя-чудотворца, других — его скромность в обхождении, привлекательность и обаяние его личности.

Центральным моментом учения Израэля бен Элиэзера является личность цадика. Задача цадика — научить человека служению Богу всеми своими помыслами, поступками и действиями; его посредничество между Богом и людьми распространяется и на грешников. Израэль бен Элиэзер подчеркивает возможность служить Богу повседневными делами. Он осуждает частые посты и чрезмерно суровые упреки в проповедях, потому что «основным для человека есть три вещи: любовь к Богу, любовь к народу Израиля и любовь к Торе; нет необходимости в подвигах аскетизма (сиггуфин)». Он также призвал к «служению Богу в материальном плане», и говорил о Божьем присутствие во всем («нет места, где бы Его не было»). Цадик обязан сходить к грешнику, чтобы, поднявшись снова, поднять и его обратить к добру и помочь очиститься от пороков.

Выполнить свое предназначение цадик может, находясь в состоянии «двекут», что приводит его к духовному общению с высшей сферой Божественного милосердия. Правильным путем в «двекуте» является молитва. Согласно преданию, сам Израэль бен Элиэзер в моменты особенно сильного молитвенного экстаза доходил до состояния мистического взлета души («алият нешама»), когда, по его словам, он «видел и узнавал то, о чем невозможно ни рассказать, ни толковать». В основном документе раннего хасидизма — письме Израэля бен Элиэзера шурину Аврахаму Гершону из Кут, написанном в начале 1750-х гг., он, описывая свое состояние «алият нешама», рассказывает, что попав в чертог Мессии на небесах, он обратился к нему с вопросом: «Когда же следует ожидать Твоего снисхождения?», на что тот ответил: «Когда твои источники пробьются наружу и распространятся по миру». Однако, несмотря на свои мессианские чаяния, Израэль бен Элиэзер запретил пытаться приблизить приход Мессии с помощью магии. Достоверность этого запрета оспаривается некоторыми исследователями, которые видят в идее восхождения цадика к грешнику подтверждением связи между хасидизмом Израэля бен Элиэзера и саббатианства, в котором выработалось учение о падении Мессии, а также обращение к помощи магии с целью приблизить его пришествие. В подтверждение своих взглядов сторонники этой теории приводят приписываемый Израэлю бен Элиэзер высказывание об отступниках-франкистах: «Пока части связаны с телом, есть надежда на лечение, но, когда они отрезаны, их можно спасти. Каждый еврей является частью Шхины». В свете современных исследований эти доказательства спорны. Они скорее свидетельствуют о том, что для Израэля бен Элиэзера части еврейского народа и отдельные его представители были органически связаны в одно живое тело, а задача цадика — заботиться о каждом из его членов с целью сохранить целостность организма. Добиться этого можно не отгораживанием грешников и отступников, а возвращением их на путь истины.

Израэль бен Элиэзер никогда не выступал с публичными проповедями, не писал никаких работ и не позволял записывать беседы, которые он вел в узком кругу последователей. Его первый ученик был раввин Дов Бэр из Междуречья (Дов Бэр ми-Мезерич), известный как Маггид из Междуречья (1704-1772). Маггид означает «тот, кто говорит», то есть предсказывает. Только через 20 лет после смерти Израэля бен Элиэзера его ученик Яков Йосеф из Полонного издал труд «Толдот Яков Йосеф» («Житие Иакова Иосифа», первая публикация учения хасидизма; Корец, 1780 г.), где он записал свои беседы с Израэлем бен Элиэзером и его высказывания.

Поучения Израэля бен Элиэзера в основном изложены в форме афоризмов, перемежающиеся притчами и рассказами. Они не отличаются талмудической ученостью, хотя у них есть много заимствований из Аггада, моралистических и каббалистических трудов. Противники Израэля бен Элиэзера часто подчеркивали, что он был невеждой, упрекали его в том, что он придавал молитве большее значение, чем изучению Галахи, осуждали за практику лечения амулетами и беседы с простолюдинами и женщинами, которые, по мнению критиков Израэля бен Элиэзера, не могли понимать учение о служении Богу в материальном мире. Много лет Израэль бен Элиэзер собирался совершить путешествие в Эрец-Израэль и, пожалуй, даже отправился в путь, но по неизвестной причине вернулся назад (согласно одному хасидскому переводу, доехал он до Стамбула).

Хотя два внука и правнук Израэля бен Элиэзера были хасидскими цадиками, они не основали собственных династий. Однако некоторые из его учеников стали учредителями династий, некоторые из них существуют и по сей день. Самыми известными учениками являются: Нахман из Городенки (умер в 1780 г.), Яков Йосеф из Полонного, Иехиэль Михаэль из Золочева (маггид), Пинхас бен Аврахам Абба Шапиро из Корца (1726-91), Дов Бэр из Кута, Межирича (преемник Израэля бен Элиэзера) , свояк Израэля бен Элиэзера Аврахам Гершон из Кута и Нахман из Косова (умер в 1746 г.).

Музеи – архивы – библиотеки – частные коллекции

Книги из синагоги общин Косова находятся в Израиле. Когда-то они хранилась в Косовской синагоге.

  • Музей народного искусства и быта Гуцульщины
  • Музей краеведения находится в бывшем доме раввина. В музее есть 2 выставочных зала и 4 постоянно действующие экспозиции: одежда и предметы быта, керамика, резьба по дереву, ткачество и вышивка. Здесь представлено частное собрание искусствоведа Евгения Сагайдачного. Это гуцульская одежда конца XIX — начала ХХ в., В частности свадебная одежда, вышивка, изделия из керамики. В отделе резьбы по дереву есть работы мастеров Шкрибляков.Адрес: ул. Независимости, 55, Тел .: +38 (03478) 2-16-43

Места памяти

Памятником трагических событий Второй мировой войны являются могилы евреев, убитых гестаповцами в 1941-1942 годах и памятный знак, напоминающий об этом событии.

На городской горе находится мемориальная доска памяти жертв массовых расстрелов, большинство из которых были проведены 16-17 октября 1941 года. На доске написано: « На этом месте в годы 1941-1943 было расстреляно более 10 000 евреев. Пусть они покоятся с миром».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: