Крест на красном обрыве. Аксайский скит и ущелье Аксай

Крест на красном обрыве. Аксайский скит и ущелье Аксай

2 октября 10:42

Алматы, Алматинская область — Казахстан Август 2015

2
5

Раз уж я взялась рассказывать об Алматинской области, то не могу обойти вниманием Аксайское ущелье и находящуюся в его верховьях Свято-Серафимо-Феогностовскую Аксайскую мужскую пустынь, проще говоря Аксайский скит. Место это тихое, красивое и интересно не только верующим, но и туристам.

«Недалеко от столицы Казахстана города Алма-Аты (ранее — город Верный), на величественных вершинах Заилийского Алатау, в Аксайском ущелье, среди необычайной тишины и вечнозеленых тянь-шаньских елей, у места, называемого по-казахски Кызыл-Жарским урочищем, что по-русски значит „красный обрыв“, возвышается поклонный надмогильный деревянный крест. На каменном подножии его выгравирована надпись: Иеромонахи Серафим и Феогност мученически погибли 29.VII/11.VIII 1921 года».

Так начинается документальная повесть «Крест на красном обрыве» о жизни православной общины города Верного в начале 20 века. Наткнулась я на нее случайно лет 15 назад и прочитала на одном дыхании, несмотря на то, что никогда не причисляла себя к религиозным людям. В Аксайском ущелье у нас была дача поэтому о монастыре на Кызыл жаре я слышала еще в детстве. Но попала туда впервые лишь в 2013 году, и с тех пор каждый год возвращаюсь.

1

Ровно 100 лет назад, в 1916 году, православные монахи Серафим, Феогност, Ираклий, Анатолий и Пахомий устроили скит на вершине горы Кызыл жар, куда ушли от городской суеты. Батюшки не бросили паству на произвол судьбы и продолжали служить в городе и в ските на Мохнатой сопке в урочище Медео. Даже сейчас, когда западная граница города проходит по Аксайскому ущелью, добираться сюда довольно трудно. В начале же 20 века верующие пешком проходили несколько десятков километров, чтобы получить благословение у монахов.

2

После революции, в Верном, как и во всей стране, начались гонения на священнослужителей и верующих. Но скит действовал еще 4 года. 9 августа (27 июля по старому стилю) 1921 года, монахи Аксайского скита пришли в город на службу в Никольской церкви. Отцы Ираклий и Пахомий остались в городе, остальные вернулись в горы.

Из рассказа о. Анатолия: «Вечером 28 числа приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим принял их в своей келье, напоил чаем с медом, постелил под елкой сена и уложил спать. Сам ко мне прибежал, говорит: „Какие-то подозрительные приехали, пили чай, молчали, как звери кругом смотрели. Положил их спать — не спят, все разговаривают“.

Легли эти трое спать, а о. Серафим не спал. Наверное, правило на улице читал, раз на коленочках и четки с ним. Под утро красноармейцы подошли к нему, наставили ружье в спину, он и закричал: „Анатолий!“ Закричал, а они в это время выстрелили. Я понял, что они убили его, и побежал на гору и по горе вниз, на пасеку. Прибежал чуть живой, без одежды, весь побился и едва не утонул в реке.

А они по дорожке пошли к о. Феогносту. Отец Феогност имел обыкновение по ночам молиться в пещере. Возможно, устал от ночной молитвы, прилег в своей келье отдохнуть — Бог знает — но как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался: они в сердце ему выстрелили. Красноармейцы обыскали кельи, надеясь найти деньги, но, не найдя ничего, ушли».

Убийц нашли, но военный трибунал отказался их судить: «Они убили монахов, а монахов мы и сами убиваем». Впоследствии эти трое были расстреляны за убийство еще нескольких человек.

На следующий день прямо на вершине горы вырыли могилу, покрыли досками, завернули тела в мантии и похоронили без гробов. Поминальные службы шли во всем городе, погибших монахов любили и уважали не только православные.

Монахи оставили скит. Отцы Анатолий и Пахомий несколько лет скрывались в горах, были арестованы и расстреляны, о. Ираклий скончался от болезни, успев предсказать собственную смерть, репрессии и войну.

Горы вокруг старого скита застраивались дачами, и не раз дачники слышали церковное пение и видели свет возле места погребения. В августе 1991 года на горе установили деревянный поклонный крест, 11 августа 1993 г. было установлено «местное почитание новомучеников — иеромонахов Серафима и Феогноста и иже с ними в Казахской земле пострадавших», а в 1996 г. из стволов сибирской лиственницы поставили церковь и кельи. На горе снова поселились монахи. В августе 2000 года Серафим и Феогност причислены к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

Серафим и Феогност не единственные алматинские святые, но считается, что именно они защищают наш, не слишком удачно расположенный, город от разрушительных землетрясений и селей. На иконах их изображают держащими крест над городом или храмом в окружении гор. Кроме того, Серафим всегда держит икону Казанской Божьей матери — покровительницы Семиречья.

1 / 2  

Как добраться. Скит находится в верховьях Аксайского ущелья, на территории Иле-Алатауского национального парка. Общественный транспорт туда не ходит. Если вы не любите трудности, то можно взять экскурсию или доехать с паломниками от Никольского собора (хотя пешком ходить все равно придется, и много). Я же предпочитаю добираться самостоятельно: по верхней каскеленской дороге, через Каменку и Акжар, до поворота налево сразу за рекой Аксай. Затем вверх через поселок Кордон и экопост (экосбор за въезд на территорию парка около 400 тенге с человека). Дальше в гору до самого конца, пока не упретесь в шлагбаум. Там же будет небольшой указатель на скит. Дорога плохая и ремонта не предвидится.

1 / 31 

Если у вас нет машины, то можно на автобусе по 9 маршруту доехать до поворота на поселок Райымбек (Учхоз), на повороте стоят таксисты и маршрутки. Доезжаете до домика председателя (так и называется) и оттуда, через дачи и перевал Кок-Лай-Сай (около 3 км пешочком по асфальту) выходите на ту же самую площадку перед шлагбаумом. Направление лучше уточнить у таксиста или дачников. На машине также можно проехать через Кок-Лай-Сай — асфальт здесь не лучше, чем в Аксае, но дорога более узкая, а подъемы и повороты более крутые.

1 / 3  

От площадки по левому склону идет тропинка к скиту.

1 / 3  

1 / 41 

1 / 21 

Примерно через полтора километра вы увидите мостик через реку и лестницу, за которой и расположен вход в скит. Женщинам следует прихватить с собой юбку и платок. На территории запрещены курение, алкоголь и выгул собак.

1 / 4  

Начинается самое трудное — подъем на гору. В зависимости от физической подготовки он занимает от 30 минут до 1,5 часов. Если честно, то в первый раз я думала, что так и умру на этих ступеньках, но взбодрилась видом бабушек с палочками, бодро спускающихся навстречу.

1 / 4  

1 / 4  

По дороге есть несколько мест с лавочками и источниками, где можно отдохнуть.

Первое памятное место, которое вы увидите, это большой камень, с выбитым крестом. Выше находится могила мучеников, и начинается забор, за которым находятся монашеские кельи, огороды и хоз.постройки. За забор мирян не пускают.

1 / 2  

1 / 4  

От могилы тропинка раздваивается: одна идет вверх к церкви, а вторая вниз к трапезной.

1 / 2  

Трапезная представляет собой навесы со столами и лавками. Там всегда горит костер, над которым висит казан с водой. На полке стоят термосы с горячим чаем из трав и ягод и чистая посуда. Есть лари для продуктов. Мы обычно берем с собой крупы, хлеб, муку, масло, сухарики, сушки, сухофрукты сколько можем унести. Это не обязательно, но если есть возможность, силы и желание, то почему бы и нет. Еще на территории скита обитают кошки, так что захватите что-нибудь и для них, иначе не отстанут)))

1 / 3  

1 / 6  

Церковь, маленькая и очень домашняя. На крыльце стоят тапочки, в которые переобуваются перед тем как зайти внутрь, и бачок со святой водой. Если церковь закрыта, то можно покричать послушника, он откроет. Также на столе у входа можно оставить записочки с именами и деньги в специальном ящике. С позволения настоятеля летом некоторые верующие остаются на ночь, но нужно договариваться заранее. Если приехать рано утром или ближе к вечеру то можно попасть на службу.

1 / 21 

1 / 31 

Еще выше церкви смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид. Правда в первый раз я увидела лишь это

зато в следующие посещения горы порадовали. От площадки идет наезженная дорога к дачам и лесничеству, но куда и как она выводит, я не знаю.

1 / 42 

1 / 22 

Место под скит монахи выбрали удивительное. Нигде и никогда я не испытывала такого умиротворения и покоя, как поднимаясь и спускаясь по крутым ступеням между тянь-шаньских елей. Когда я приехала в скит первый раз, шел дождь, и гора находилась в облаке. Возможно, это окружающий туман дал иллюзию полного одиночества, тишины и романтичного мистицизма. С другой стороны, сухим летним днем и солнечным морозным утром там также хорошо и тихо.

1

2

Само по себе ущелье Аксай тоже довольно интересное. Помимо скита есть здесь 2 природных памятника, это собственно Кызыл жар — красный обрыв, и грандиозный Ак жар — белый обрыв, который виден даже из города. Как следует из названий Кызыл жар это глина красного цвета, а Ак жар — белый известняк. Образовались оба обрыва в результате мощного землетрясения 1911 года.

1 / 4  

1 / 31 

Через ущелье протекает река Аксай (белое русло). Не знаю точно, что именно дало реке название — белые камни или белые барашки пены. Аксайка река горная, а значит ледяная, бурная и капризная. Весной и летом по ней частенько сходят сели, но особо разрушительных не было с 1921 года. То ли святые действительно охраняют, то ли просто везение, ведь на Аксайке до сих пор нет плотины. Правда в этом году ее постройку все-таки внесли в планы. С одной стороны жалко природную красоту ущелья, с другой, как вспомню с каким грохотом по реке перекатываются тяжелые валуны…

1 / 31 

Лет 30 назад энтузиаст и бывший профессиональный строитель дядя Ваня решил построить в верховьях Аксайки настоящий рыцарский замок. Строил он его долго, под присмотром журналистов и просто любопытных. Но пока замок дяди Вани не достроен. Где сам строитель неизвестно, а стены стоят.

1 / 2  

Вдоль реки поляны с беседками и без. Здесь удобно устраивать пикники и отдыхать большими компаниями. В низовьях ущелья дачные участки и поселок Кордон. Впрочем, дачи есть и наверху. В ущелье растут урюк, дикие сливы и яблоки, барбарис, облепиха, малина, боярка и много различных целебных трав.

1 / 51 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *