татев армения

Мадагаскар: «перетряхивание костей» и прочие безумства. Часть 2

Итак, к моменту вскрытия склепа, останки весят уже килограммов 15-20, что немаловажно: их все время носят на руках и упаси господи им коснуться земли! В течение дня перетряхивания костей, главная обязанность покойников—молчать да слушать, с чем они обыкновенно отлично справляются: на Мадагаскаре нет ничего даже отдаленно похожего на вудуизм, с его культом бродячих мертвецов и выплескивающегося из могил зла.

Нет, малагасийские мертвецы спокойны, дружелюбны, участливы: фамадихана в том и состоит, что родственники наперебой делятся с мумией радостями и горестями, рассказывают о детских шалостях младенцев, забавляют житейскими анекдотами и так далее. К праху, обычно, подходят гурьбою, потому семейная хроника минувшего года напоминает галочий галдеж, хотя торжественности момента больше подходило бы грузинское многоголосье: «Где же ты моя Сулико?! Без тебя здесь так весело и легко!» Политико-воспитательный момент тут важен: мОлодежь и пОдростков приучают уважать предков, а также понимать свое место в веренице членов патриархального семейства—в цепи, что из мглистого прошлого тянется в туманное будущее. Покойник тем временем, в процессе вальсирования с ним, превращается в божество, в его составную часть, которая называется разАн. Перед повторным упокоением саван делят на сотни кусков: такой лоскут лечит от бесплодия и вообще прекрасно устраивает дела смертных—незаменимая в обиходе вещь, короче. И вот покойник вновь упакован в домотканую пропитку и опять отправляется в склеп—теперь уже на семь лет. По истечении этого срока он утрачивает всякую связь с миром бренным: таким образом, выходит у всякого покойника на Мадагаскаре 2 бенефиса. Первый—переходный, второй—прощальный. Удивительное дело, но это языческое безумие церковью просто не замечается: туземцы—что дети, христова невеста к ним снисходительна. В точности также Ватикан спокойно принимает Санта Муэрте—мексиканскую Святую Смерть. И гаитянский вудуизм католиков не коробит: в Порт-о-Пренсе Барон Суббота и Жезю Кри совершенно равноправные административно почитаемые святые. С чего бы малагасийцам обнаруживать бОльшую религиозную нетерпимость? Тем паче, что терпимость тут в основе житья-бытья: островитяне—они представители 2 рас. Негры являются автохтонами и заселили этот клок земли чуть не вместе с лемурами и баобабами. А 15 веков тому Мадагаскар колонизировали азиаты, расово близкие малайцам: и вот живут с тех пор, как водка с мартини—взболтанные, но не смешанные, бок о бок, но без перекрестных браков.

Об этом, однако, в следующий раз. Про перетряхивание костей — вот первая часть: https://www.youtube.com/watch?v=JqJpMs40rCk

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *