Метро Москвы. Глубокое погружение в эпоху СССР

Метро Москвы. Глубокое погружение в эпоху СССР

7 июня 17:57

Москва — Россия Июль 2017

35
31

Довольно часто бывая в Москве транзитом, я привыкла воспринимать метро в первую очередь как удобный транспорт, способный быстро доставить из пункта, А в пункт Б, хотя, конечно, знала, что столичное метро считается одним из самых красивых в мире. В его оформлении сложно не заметить мозаики, фрески и скульптуры. Все же, как туристический объект метро я не рассматривала, наверное, как и миллионы пассажиров, ежедневно спускающихся в подземку, и в повседневной суете, вряд ли задумывающихся о том, какие интересные истории связаны с его строительством и архитектурными особенностями.

Все изменилось примерно год назад, когда на одной из станций я увидела группу китайцев, возглавляемых экскурсоводом с опознавательным знаком. Китайцы, разинув рты, рассматривали огромные люстры, лепнину и мозаичные картины, издавали возгласы восхищения и бесконечно жали кнопки «пуск» на своих фотоаппаратах. Открытием для меня стало не только то, что в метро бывают экскурсии, но и то, что, оказывается, фотографировать в метро уже не запрещено, хотя моя память почему-то отчетливо сохранила таблички с перечеркнутыми фотоаппаратами.

4Комсомольская. По статистике самая загруженная станция, сказывается близость трех железнодорожных вокзалов

4Великолепная мозаика на станции Комсомольская

В тот момент у меня появилась идея самостоятельно организовать для себя экскурсию по московскому метрополитену. В следующий приезд в Первопрестольную, я оставила дочку отдыхать после перелета в гостинице, а сама спустилась в подземку на станции Таганская. Началась моя импровизированная экскурсия в восемь часов вечера, и я планировала потратить на нее часа два, передвигаясь в основном по станциям Кольцевой линии с незначительными отклонениями. В итоге у меня получилась экскурсия по двенадцати станциям метро: Таганская, Комсомольская, Проспект Мира, Новослободская, Белорусская, Киевская на Кольцевой; Электрозаводская, Площадь Революции, Киевская, Славянский бульвар на Арбатско-Покровской; Маяковская на Замоскворецкой; Трубная на Люблинско-Дмитровской линии.

Известно, что строительство московского метро началось в 1931 году, а запущено в эксплуатацию было 15 мая 1935 года. Удивительно, но факт — метро могло появиться еще при царе, так как первые его проекты относятся к 1890 году. Но строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю». Единственный день в истории столичной подземки, когда она не работала — 16 октября 1941 года. Тогда поступил приказ закрыть метро и в течение трёх часов подготовить предложения по его уничтожению. Метро планировалось взорвать, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. К вечеру следующего дня приказ был отменён, в тот же день заработал и метрополитен.

Первые схемы Московского метрополитена выглядели как отдельно направленные линии (их называли очередями), пересекающиеся в Центральном пересадочном узле. О строительстве кольцевой линии не было речи. Существует миф о том, как Иосиф Сталин, выслушав очередной доклад о развитии метро, неожиданно поставил кофейную чашку на проект. Кофе со дна чашки оставил на схеме круглое пятно, как раз на уровне центра города — так появилась кольцевая линия, обозначаемая на схемах коричневым (кофейным) цветом.

«Осторожно, двери закрываются!», а моя экскурсия под советские лозунги с глубоким погружением в эпоху СССР начинается.

Станция Таганская. «Красная армия и Красный флот — надежная стража СССР!»

Главная тема оформления станции — солдаты советской армии и их подвиги. В центре композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии, подписанные «Слава героям!» с указанием рода войск — морякам, танкистам, артиллеристам, летчикам, кавалеристам, пехотинцам, железнодорожникам и партизанам. Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды.

На глубине 60 метров рядом с Таганской кольцевой находится бункер, построенный в советские времена на случай ядерного удара, затем числившийся секретным военным объектом, позже переоборудованный в музей холодной войны. При случае, надо будет обязательно посетить этот музей-бункер.

3Барельеф на станции Таганская

3

3

Станция Комсомольская. «Больше металла — больше оружия!»

Темой оформления станции Комсомольская стал триумф советского народа в Великой Отечественной войне и фраза: «Слава победоносному русскому оружию». В качестве сюжетов для восьми огромных мозаик были определены знаковые эпизоды истории России. С помощью мозаик на своде проиллюстрирована речь Иосифа Сталина на параде 7 ноября 1941 года, в которой он упомянул Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова.

Величие патриотической темы отражено в грандиозности пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Архитектурно станция Комсомольская — апофеоз сталинского ампира, отличающегося имперским размахом и помпезностью. Находясь в месте расположения трех вокзалов, станция задумывалась как своеобразные ворота Москвы, которые должны были формировать первые впечатления о столице.

2Интерьер станции Комсомольская с дворцовым размахом и роскошью

2

Станция Проспект Мира. «Зорко охраняй социалистический урожай!»

Станция Проспект Мира посвящена сельскому хозяйству СССР. Центральный зал станции декорирован растительными орнаментами и барельефами, передающими гармонию человека и природы: пионеры сажают деревья, ученые занимаются выведением новых сортов растений, люди в национальных одеждах заняты сельским хозяйством и т. д. Массивные пилоны облицованы кремовым мрамором.

3Станция метро Проспект Мира

2

Станция Новослободская. «Страна Советов — знаменосец мира!»

Новослободская отличается величественностью, богатством интерьера и экстерьера. Эта станция — объект культурного наследия. Витражи в колоннах подсвечены изнутри, декорированы сталью и латунью. На мозаичных панно изображены фантастические растения и цветы. Главная тема станции — мир, одно из панно так и называется «Мир во всем мире».

4Станция Новослободская

Станция Белорусская. «Да здравствует и крепнет нерушимое единство и братская дружба народов СССР!»

Художественное оформление станции Белорусская посвящено теме расцвета культуры и народного хозяйства Белоруссии. Своды потолка декорированы рельефным орнаментом и одиннадцатью мраморно-мозаичными панно, изображающими жизнь белорусского народа. Пол выложен мелкими гранитными плитками серого, белого и красного цветов и воспроизводит рисунки белорусской народной вышивки. В торце аванзала установлена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны».

3Мраморно-мозаичные панно на сводах потолка станции Белорусская

3

3Скульптура «Белорусские партизаны»

Станция Киевская. «Дружба народов — великая сила, Партия дружбу народов взрастила!»

Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов. Проект выполнен киевскими зодчими и был выбран из семидесяти трех работ, представленных на конкурс. Станцию отличает изящный белоснежный свод, параболические арки, окаймленные лепным жгутом, роскошные золотистые люстры. Восемнадцать пилонов украшены мозаичными панно из смальты и ценных камней на тему единства России и Украины.

2Станция Киевская Кольцевой линии

3Великолепные мозаики прославляют дружбу двух народов

2

2

Я побывала на двух станциях Киевская на кольцевой и радиальной линиях.

3Станция Киевская Арбатско-Покровской линии

3

3

3

3

2

Станция Электрозаводская. «Культурно жить — производительно работать!»

В 1943 году актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с немецко-фашистскими силами. Поэтому мраморные барельефы на пилонах центрального зала станции посвящены теме труда. Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. Красиво выглядит свод, где в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещение сделан в связи с расположением вблизи Электрозавода и названием станции. Станция является памятником культурного наследия России.

3Красиво оформленный свод станции Электрозаводская

1

2Барельеф на станции Электрозаводская

Станция Площадь Революции. «Человек-человеку — друг, товарищ и брат!»

Станция метро Площадь Революции была открыта в 1938 году и получила свое имя в честь расположенной около метро площади с таким же названием.

Самая заметная часть оформления станции — это скульптуры, размещенные с каждой стороны прохода между центральной и боковыми частями платформы. На станции семьдесят шесть скульптур, но тематических образов всего двадцать. Все скульптуры изображают советских людей периода создания и становления будущего СССР с 1917 по 1937 годы в хронологической последовательности. Здесь можно увидеть красноармейца с гранатой, солдата с ружьем, матроса с наганом (говорят, наган у матроса довольно часто воруют, так как считается, что он приносит успех в бизнесе), читающую книгу студентку, птичницу с курицей и петухом, отца с ребенком, мать с ребенком, спортсменку-пловчиху, крестьянина в лаптях, революционного рабочего, парашютистку ДОСААФ, девушку с пневматической винтовкой, стахановца с отбойным молотком, молодого инженера с шестерней и циркулем в руках, хлебороба-механизатора, футболиста, пионеров-авиамоделистов и других.

3Бронзовая скульптура на станции Площадь Революции

3

2

2

Интересно, скульптуры расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост за исключением фигур детей. В советское время даже существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».

В связи с началом Великой Отечественной Войны, скульптуры со станции были вывезены в Среднюю Азию. Во время эвакуации они были настолько сильно повреждены, что лишь благодаря тому, что каждая скульптура станции повторялась четыре раза, в 1944 году их смогли восстановить и вернуть обратно.

Наверное, самая любимая скульптура у всех посетителей метро — это пограничник с собакой. Считается, что если коснуться или потереть нос бронзовой собаки, то это принесет удачу, поэтому с годами нос животинки стал блестеть не хуже, чем начищенный самовар.

2Пограничник и собака — самая известная скульптура станции Площадь Революции

Станция Маяковская. «Эй, менеджер, хватит расстраиваться, айда на биржу — трудоустраиваться!»

Станцию Маяковскую открыли в сентябре 1938 года. Но уникальность ее проекта отметили еще несколькими годами ранее на Всемирной выставке в Париже, а на выставке в Нью-Йорке проект станции получил гран-при. После завершения строительства, проект был внесен в антологию избранных произведений мировой архитектуры. И это не удивительно, Маяковская напоминает изысканный подземный дворец с красивым освещением. Свод станции поддерживают колонны, покрытые нержавеющей сталью. Сталь четко очертила арки и благодаря отражению света придала станции нарядный вид и пластику. В целом, станция, созданная в эпоху сталинского ампира, воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Во время Великой Отечественной войны Маяковская, как и многие другие станции Московского метрополитена, выполняла функцию бомбоубежища.

Со станцией «Маяковская» связано несколько городских легенд. Одна из самых интересных рассказывает, что стальные дуги в отделке колонн станционного зала сделаны из ребер первого дирижабля, поднявшегося над Москвой. Другая легенда касается вестибюля концертного зала имени Петра Чайковского. Поговаривают, что металлические вставки, использованные в его оформлении, усиливают отзвук классической музыки, раздающейся в здании над станцией.

Согласно результатам нескольких интернет-опросов именно Маяковскую большинство считают самой красивой станцией Московского метрополитена.

5Станция Маяковская — подземный дворец в стиле ар-деко

1

3

Станция Славянский бульвар. «В выходной день — на туристскую прогулку!»

По сравнению с другими станциями, посещенными мной в ходе экскурсии, станция Славянский бульвар открыта не в эпоху СССР, а относительно недавно в 2008 году. Славянский бульвар стал 177-й станцией Московского метрополитена.

Станция украшена металлическими элементами в стиле модерн, перекликающимися с оформлением входов Парижского метрополитена. В больших углублениях свода размещены кованые металлические орнаменты из листьев и ветвей. На станции установлены три скамьи в форме ладьи, над которыми витиеватым шрифтом нанесено название станции. На платформе — металлические «деревья» для придания станции сходства с настоящим бульваром. На вершинах «деревьев» размещены фонари.

2

2

Станция Трубная. «Борьба против религии — борьба за социализм!»

Станция Трубная открыта в 2007 году, поэтому имеет современное оформление. Настоящим украшением станции являются мозаичные витражи, на которых изображены старинные русские города. Впервые увидев станцию, некоторые пассажиры высказывали недоумение, по поводу того, что практически на всех витражах с изображениями церквей и соборов, отсутствовали кресты на куполах. Через несколько месяцев после открытия Трубной на всех куполах кресты появились — кто-то из пассажиров самостоятельно прикрепил к витражам маленькие нательные распятия и деревянные крестики. Руководство метрополитена не сочло эти кресты портящими облик станции, поэтому их можно наблюдать на витражах до сих пор.

3Один из витражей на станции Трубная

От палеонтологии до, астрологии

Московское метро можно назвать подземным городом, где каждая станция самобытна, имеет свою историю, а многие признаны памятниками архитектуры. За грохотом составов, скрипом тормозов, запахом креозота, потоками воздуха, нагоняемого из тоннелей железными монстрами, будто поршнями, теряешь чувство времени и реальности. Моя экскурсия длилась в два раза дольше, чем планировала изначально, только в полночь я покинула метро и вновь вышла на свежий воздух. Но я была рада, что реализовала свою задумку. Увидела ли все, что хотела? Конечно, нет, только самую вершину огромного айсберга, в московском метро еще очень много интересного.

Например, можно отправиться в настоящую палеонтологическую экспедицию. Ведь в столичной подземке в известняке и мраморе, которым облицованы стены 30 станций метро, «замурованы» доисторические животные. Можно увидеть различные окаменелости: аммониты, наутилусы, белемниты, брахиоподы, морские лилии, морские ежи, двустворчатые и брюхоногие моллюски, аулакоцератиды, кораллы, губки, возраст многих из них исчисляется десятками и даже сотнями миллионов лет. На станции Библиотека имени Ленина «увековечен» брюхоногий моллюск, который жил около 300 миллионов лет назад в каменноугольном периоде, а самое большое количество ископаемой фауны юрского периода находится на станции Парк Победы.

2Фото с сайта, посвященного палеонтологии в московском метро. Один из палеонтологических экспонатов

А можно поколесить по станциям метро с точки зрения астрологии. Ведь, по мнению некоторых астрологов, московская кольцевая линия не случайно имеет 12 остановок, они уверяют, что каждая соответствует определенному знаку зодиака и делит город на астрологические сектора: овнам будет соответствовать — Курская, тельцам — Таганская, близнецам — Павелецкая, ракам — Добрынинская, львам — Октябрьская, девам — Парк культуры, весам — Киевская, скорпионам — Краснопресненская, стрельцам — Белорусская, козерогам — Новослободская, водолеям — Проспект Мира, рыбам — Комсомольская.

В общем, если захочется испытать чувство ностальгии об ушедшей советской эпохе или организовать для себя ещё какой-нибудь занимательный квест, непременно надо отправиться в путешествие по станциям московского метро, и взглянуть на них другими, не просто пассажира, глазами.

2

Говорят, что среди сотрудников метрополитена популярен тост, им и закончу: «Пражского пива, киевского торта, комсомольского здоровья и первомайской погоды!»

Источник

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *