Небесные своды Московского метро

Тут всегда суматошно, люди бегут, наступая друг другу на пятки, и не замечают, что над ними простирается небо. Много неба. Да-да, речь о Московском метрополитене, точнее о его станциях «Маяковская» и «Новокузнецкая», на которых, чтобы увидеть небо, достаточно просто поднять голову.

Мало кто из пассажиров останавливается и рассматривает потолки станций «Маяковская» и «Новокузнецкая», а зря: они поистине примечательны. Мозаичные потолки этих станций, созданные по эскизам великого художника Александра Дейнеки, в следующем, 2018 году отмечают юбилеи: 75 и 80 лет соответственно. Эти панно — шедевры монументального искусства с интересной судьбой.

       А еще пройдите наш тест на знание оформления станций Московского метро

«Стальная кофта Маяковского»

Спроектированная архитекторами С.М. Кравецем и А.Н. Душкиным, «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года. Архитектурный стиль станции относится к сталинской неоклассике.

Вот как сказал об этом чуде подземной архитектуры писатель Юрий Олеша, приятель В.В. Маяковского: «Это очень красивая станция — со стенами из стальных арок, где сталь… в качестве цвета местами выкрашена в сурик. Однажды эти арки показались мне гигантскими прорезями для рук в некоем жилете. В следующее мгновение я уже знал, что представляет собой эта станция.

— Стальная кофта Маяковского, — сказало мне воображение.

Вот как хорошо: он, носивший желтую кофту футуриста, теперь может предстать перед нами в стальной кофте гиганта».

Потолок станции оформлен в виде двойных куполов — как раз там расположены мозаики. Так что увидеть каждое мозаичное панно можно, лишь находясь четко под куполом: неудивительно, что люди, бегущие на работу в час пик, не поднимают головы вверх, а видят только окрашенный в белый потолок и даже не подозревают, что станция декорирована.

На разработку и установку мозаик Дейнеке было дано всего пять месяцев. В этот крайне малый срок мастер успел разработать эскизы тридцати пяти панно (одно было впоследствии утеряно) и справиться с методом обратного набора смальты. Этот способ мозаичной кладки, который также называется венецианским, довольно быстр и недорог и реализуется как будто вслепую — по обратной стороне изображения. К слову, мозаики «Новокузнецкой» были набраны так же. Но о них позднее.

Идейной основой для оформления панно «Маяковской» послужили темы труда, спорта и технологического прогресса. Серия мозаик была названа «Сутки Страны Советов». На семи панно изображено утро, на восьми — день, на шести — ночь и еще на четырнадцати — снова утро, каждая имеет название, свой колорит, сюжет, тему. Одна мозаика была демонтирована после реставрации, но доподлинно неизвестно какая. На всех панно представлена жизнь молодой страны и ее граждан на фоне неба, меняющего свои оттенки. Здесь можно рассмотреть и бипланы, и бомбардировщики, и гидросамолет, и низкоплан.

Молодые парни и девушки на дейнековских мозаиках прыгают в воду, занимаются парашютным спортом, берут высоту в прыжках с шестом, прыгают на лыжах с трамплина. Каждая фигура, прописанная на фоне огромного неба, стремится ввысь, создавая у зрителя ощущение бесконечного подъема и доводя его до легкого головокружения — этого и добивался художник во всех мозаиках. Большое внимание также уделяется теме труда: люди работают днем и ночью, при этом на мозаиках нет ни малейшего намека на усталость героев. Обратите внимание на сюжет «Жатвы». Конечно, Дейнека был в Париже (у него есть даже серия парижских работ), он видел «Свободу, ведущую народ» Эжена Делакруа, поэтому неудивительно, что фигура этой сильной женщины может напомнить этот шедевр мировой живописи.

Большая поэтическая идея

Развивать сюжеты спорта и труда Дейнека продолжил в мозаиках для «Новокузнецкой», которые изначально предназначались для «Павелецкой». Они были набраны в блокадном Ленинграде в 1941–1942 гг., так что в этом году им исполняется семьдесят пять лет.

«Новокузнецкую» украшают семь мозаик. Общая тема, изначально запланированная автором, — «Железнодорожная магистраль Москва — Донбасс». Весь комплекс художник задумывал как поэтический рассказ о путешествии из Москвы к южному индустриальному центру страны, во время которого зритель мысленно преодолевал бы сотни километров, накапливая разнообразные впечатления, озаренные светом большой поэтической идеи. Однако в связи с начавшейся Великой Отечественной войной заявленную тему «завернули», а мозаики уже были готовы, поэтому их установили в случайной последовательности, да и то не все. Так что изображения на «Новокузнецкой» нельзя «читать» как на «Маяковской», проследить в них единый сюжет.

На «Новокузнецкой» Дейнека вновь использует прием изображения высокого неба, к которому тянутся люди. При наборе неба воссоздана интересная градация цветов: облака переливаются, меняют оттенок. Над зрителем открывается пространство, которое визуально делает станцию более просторной, «дышащей». Этому способствуют теплые цвета мозаик. Динамика задается жестами героев, беспрерывным движением техники и, конечно, переливающимся светом.

Стоит обратить особенное внимание на очень динамичную композицию «Лыжники». Мы видим поезд глазами спортсменов, которые смотрят снизу на стремительно движущийся поезд. Машина будто разрезает пространство панно, деля его на две части: земля и небо. На земле — лыжники, вверху — самолеты, а между ними — поезд, синей стрелой мчащийся вдаль на желтовато-зеленом фоне. Невероятная глубина пространства воссоздана здесь за счет соединения трех планов, постепенно отдаляющихся от зрителя. Действительно, может закружиться голова.

Красивейшее панно — «Парад физкультурников» — находится в вестибюле станции. Не пробегайте мимо! Пожалуй, это самая «многолюдная» мозаика Дейнеки. Молодые парни и девушки со знаменами Советского Союза выходят на марш, олицетворяя молодость и здоровье страны. Такой важный в искусстве социалистического реализма культ тела в творчестве Александра Дейнеки раскрывается наиболее полно именно в этом сюжете. Мы видим только два ряда молодых людей, движущихся с четырех сторон, но подсознательно понимаем, что их гораздо больше — это же парад. Трое молодых юношей несут на платформе девушку, словно она богиня победы. Она даже стоит так, как Ника Самофракийская, луврская дива. Есть что-то величественное в этой позе и всей демонстрации в целом. Панно выполнено в ярких, жизнеутверждающих тонах. Несмотря на то, что мозаике уже семьдесят пять лет, она не потеряла свой колорит.

***

Московское метро — это музей под землей с дворцовыми интерьерами: его так задумывали, таким оно и остается. Поэтому, если хотите поднять себе настроение, поезжайте на «Новокузнецкую» или «Маяковскую» — какая ближе или по пути, — улыбнитесь дейнековским героям, которые уже много лет улыбаются вам и внушают радость и веру в завтрашний день. На «Новокузнецкой» встаньте в тихий уголок, где вас не снесет безудержный людской поток, и любуйтесь на шедевры монументального искусства, а на «Маяковской» поднимайте голову повыше, чтобы ничего не пропустить. Заодно сделаете зарядку для шеи — вот и польза для души и тела.

Фото: анонс / 1 — Monthon Wa / Getty Images; 2, 3 — www.tonnaja.com / Getty Images; 4, 5, 6 — Alex ’Florstein’ Fedorov / Wikimedia Commons

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *