Самара. Провинциальный модерн (часть 2 и последняя)

Итак, мы с Вами продолжаем прогулку по Самаре и знакомство с лучшими образцами провинциального модерна. Снова предложу открыть по ссылке статью «20 лучших зданий самарского модерна» на сайте СамКульт http://samcult.ru/heritage/6098. Первые девять зданий мы посмотрели в прошлый раз http://www.tourister.ru/responses/id_16910.

Номер 10.

Сегодняшнюю прогулку начнем с одного из самых примечательных самарских особняков в стиле модерн — особняка В. М. Сурошникова, раположенного по адресу ул. Алексея Толстого, 41. Годы постройки 1907 (?)-1914. Архитектор А. А. Щербачёв (Ф. О. Шехтель).

5

Почему указано два архитектора? Потому что авторство до сих пор точно установлено. Для людей интересующихся могу сказать, что чрезвычайно интересная статья под названием «Самарский купец В. М. Сурошников и проекты Шехтеля» размещена здесь: http://kraeham.livejournal.com/78660.html

А мы с Вами, предоставив архитекторам и искусствоведам спорить об авторстве и первенстве, рассмотрим особняк поближе с разных ракурсов. Видно, что здание находится в состоянии чрезвычайного упадка. Но, возможно, упомянутая чуть выше статья, опубликованная в газете «Волжская коммуна» привлекла внимание властей к этому памятнику архитектуры федерального значения, выполненному под влиянием строгого и несколько мрачноватого стиля «северный модерн»..

2

Особенностью особняка считается наличие отделки со всех сторон, а не только с лицевых, выходящих на улицы.

4

На заднем плане видно современное здание синего стекла, построенное в непосредственной близости от особняка. При строительстве был уничтожен ряд относившихся к особняку надворных построек.

5

Сегодня дом обнесен забором, похоже, все-таки, намечается реставрация.

Доски забора не мешает молодоженам проводить романтические фотосессии на фоне грубой каменной кладки стен.

4

Но пока состояние особняка В. М. Сурошникова оставляет желать лучшего…

2

Номер 11.

О даче Константина Головкина, расположенной по адресу ул. Советской Армии, 298, и более известной в Самаре под названием «Дом со слонами», я писала ранее http://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/samara/placeofinterest/23623/responses/2642. Годы постройки 1908–1909. Архитекторы: Головкин К.П., Тепфер В.В.

5

Дача окутана неким мистическим флёром. Доступ посетителей к ней сегодня закрыт, однако нам удалось не только прогуляться по территории дачи, но и посмотреть интерьеры.

2

Здесь http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=655 имеется информация о том, как особняк был практически погублен проведением отопления в непредназначавшееся для этого строение, и как постарались исправить ошибки и спасти дом от полного разрушения.

3

Номер 12.

Склады Н. В. Мешкова — производственно-складское здание из железо-бетона в стиле модерн расположено по адресу ул. М. Горького, 98. Год постройки 1909. Архитектор неизвестен. Доподлинно известно лишь то, что строительством занималась петербуржская фирма «В. Ротерт и Ко».

2

Здание неплохо сохранилось и до сих пор используетсяпо назначению.

2

Вид несколько портят всё те же синие стёкла.

2

Номер 13.

Рядом с моей работой, по адресу ул. Фрунзе, 144, расположился следующий интересующий нас объект — небольшое изящное строение, практически полностью скрытое за листвой деревьев, — особняк Екатерины Новокрещеновой. Год постройки 1909. Архитектор: М. И. Квятковский (автор ресторана «Аквариум», см. часть 1). Об архитектуре, истории создания и прошлом особняка, а так же о планах на будущее можно прочитать здесь: http://progorodsamara.ru/newsv2/181912.html

Сфотографировать дом полностью удается только в холодное время года (снимок ниже сделан в марте),

6

тогда как в начале сентября утонченный силуэт эркера,

2

балкон,

3

и украшения из цветов-кувшинок можно рассмотреть лишь в непосредственной близости к зданию. Даже не верится, что аскетичный, геометрический ресторан «Аквариум» из первой части нашей экскурсии и этот элитный особняк — работы одного автора.

2

В 1999 году дом реставрировали, были восстановлены многие утерянные детали украшений.

2

К 2018 году особняк планируют подновить.

2

В настоящее время в здании находится образовательное учреждение — Самарский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, о чем свидетельствует красная вывеска «Приемная комиссия» на фасаде здания.

2

Номер 14.

Доходный дом П. П. Головкина, младшего брата Константина Головкина, находится на ул. Ленинградской, 22. Год постройки 1910. Архитектор — сам Петр Головкин. Читаем в http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=8882: «На постройку дома, несмотря на небольшие размеры здания и относительную простоту оформления фасада, было потрачено 19 000 рублей. Столь высокая по тем временам сумма объяснялась большими расходами на устройство интерьеров. Остались только отрывочные сведения о помещениях дома: голубая и розовая гостиные, три камина, общая зала, две зеркальных спальных комнаты и детская. Первый этаж сдавался в аренду под магазин.
Вместе с тем, дом на Ленинградской, 22, в некоторых сводах памятников истории и культуры значится как дом Григория Петровича Сапрыкина, рыбного магната. Возможно, что первый этаж Сапрыкин брал в аренду под рыбную лавку. Вероятность такого предположения крайне высока. Ленинградская (Панская) наряду с Троицкой площадью в то время была средоточием рыбной элитной торговли.»

6

Дом не так давно был отреставрирован, но на момент съемки на крыше велись какие-то работы. Обращает на себя внимание отсутствие лепных украшений над левым балконом.

Симметричность здания не типична для стиля модерн и характеризует скорее утилитарное назначение дома.

2

Однако полуротонда с мини-колоннами, купол со шпилем и причудливые кованые решетки балкона,

2

так же, как отделка глазурованой плиткой «кабанчик» и лепные украшения с женскими головками являются неотъемлемыми чертами модерна.

2

Номер 15.

Свернем с улицы Ленинградской налево, на улицу Куйбышева. Вскоре наш взгляд привлечет пышно украшенное здание — гостиница «Бристоль-Жигули» (ул. Куйбышева, 111). Годы постройки: 1870–1879. Реконструкция: 1911.

Архитектор: М. И. Квятковский (см. выше особняк Е.Новокрещеновой).

6

Здание гостиницы исходно было построено в стиле классицизм, о котором свидетельствует симметричность, строгие очертаний оконных проемов, однако с переходом ее к другим хозяевам фасад был перестроен М. И. Квятковским в стиле модерн. Здание украшено в узнаваемом для Квятковского стиле — орхидеями. Балконы получили обтекаемые формы и несколько контрастируют с общим достаточно строгим обликом здания.

4

2

Прямоугольные оконные проемы украсились лепными орнаментами с масками.

2

Еще не так давно здание гостиницы имело ужасный вид, казалось, что балконы в любой момент могут обрушится на проходящих под ними людей. Однако несколько лет назад была проведена реставрация (это одно из первых восстановленных исторических зданий в Самаре), и сегодня обновленная гостиница «Бристоль-Жигули» радует глаз жителей и гостей города, гуляющих по одной из самых красивых его улиц.

Номер 16.

Торговый дом П. В. Щетинкина расположился на улице Молодогвардейской, 67. Годы постройки: 1914, реконструкция: 1932. Архитектор: Я. С. Ушаков-Решетников.

2

На старой фотографии в статье «20 лучших зданий самарского модерна» можно видеть, какой облик имело здание после постройки, в 1914 году под руководством архитектора-самоучки Якова Степановича Ушакова-Решетникова. Здесь располагался филиал товарищества казанского купца «П. В. Щетинкин в Казани» по продаже галантерейных товаров и мехов в Самаре. Сегодня в здании находится магазин модной одежды.

2

В 1932 году дом был надстроен тремя этажами. Архитектор реконструкции С. К. Ефремов. В результате исчез шатер над двухэтажным угловым эркером с узкими окнами и здание приобрело совсем другой облик. Таким мы его видим и сегодня. Фасад украшен глазурованой плиткой «кабанчик» глубокого синего и бирюзово-лазурного цвета. Однако разграничение объемов первоначального здания и надстроенного хорошо прослеживается и сегодня.

1

Номер 17.

Гармоничным завершением улицы Куйбышева (дом 157) является расположенное полукругом на пересечении с улицей Шостаковича Здание общественного собрания. Год постройки: 1914. Архитектор: Д. А. Вернер.

4

Читаем: «Трехфасадное здание было спроектировано и построено Дмитрием Александровичем Вернером. Все три фасада уникальны и ни в чем не повторяют друг друга.»

3

Фасад со стороны улицы Шостаковича скрыт кронами деревьев. Удается сфотографировать лишь элементы украшений под крышей.

1

Центральную полукруглую часть украшают балконы с коваными решетками.

3

Этим летом здание было отреставрировано. В настоящее время в нем располанается музей Военно-исторический музей ПурВО, в котором я, каюсь, до сих пор не побывала, не смотря на то, что работаю в здании по адресу ул. Куйбышева, 153.

Номер 18.

А теперь отправимся на улицу Галактионовскую, 57, чтобы посмотреть на особняк Н. Г. Жоголева. Годы постройки: 1910-е. Архитектор: Мошков Г.Н.

4

Невысокий особняк практически на проезжей части смотрится сегодня сиротливо-заброшенным и нуждается в реставрации.

Читаем: «Это единственная постройка стиля модерн в Самаре, в которой прослеживается влияние барокко.» Особенно это заметно на угловой части фасада в правой части дома.

4

Читаем дальше: «Здание кажется довольно приземистым, во многом это связано с отказом архитектора от типичных для модерна «витринных окон».» Думаю эффект приземистости во многом обусловлен как бы полуутопленными в землю окнами первого этажа. Именно их высоты не хватает для гармонии.

Однако асимметричность фасада, обилие плавных изгибов и женских головок в орнаменте склоняют нас к тому, что основной стиль особняка — модерн.

3

Номер 19.

Ну, а теперь наш путь лежит на улицу Самарская, 231, почти к Самарской площади, туда, где нас с Вами ждет бывший кинотеатр «Фурор». Сейчас здание занимает созданный в 1987 году на волне перестройки и любимый самарцами театр «Самарская площадь». Год реконструкции: 1914. Архитектор: Котов Г.И.

3

Да, да, здание приобрело внешний вид в стиле позднего модерна именно после реконструкции, выполненной по проекту московского архитектора Григория Ивановича Котова. Все элементы стиля здесь налицо, даже не буду их перечислять. Лучше просто посмотрите:

3

2

2

Номер 20.

Для того, чтобы увидеть последнее здание, попавшее в список лучших образцов самарского модерна, вернемся на улицу Куйбышева, 93. Здесь в достаточно камерном здании находится быший Банк общества Взаимного кредита. Год реконструкции: 1917. Архитектор: Клейнерман З.В.

3

Читаем: «Бывший особняк Аржанова был специально реконструирован под банк в 1917 г. Здание является примером позднего, уходящего модерна, утратившего свои чистые формы и ищущего вдохновения в классицизме, и в то же время создающего задел для конструктивизма….. Таким образом, эта постройка 1917 г. ознаменовывает перепутье не только в историческом развитии России, но и в ее архитектурном облике.»

Тем не менее элементы модерна, хоть и несколько размытые, прослеживаются во внешнем облике здания.

Дому Аржанова посвящена статья в газете «Волжская коммуна» http://www.vkonline.ru/content/view/83075/dom-arzhanova.

Читаем описание элемента здания, приведенного на снимке ниже:

3

«Северный ризалит увенчан высокой и широкой аттиковой стенкой с расположенной в центре сквозной полуциркульной люкарной, имитирующей половину ажурного колеса со ступицей и спицами. Это «колесо фортуны» — символ торговли. Замковый камень люкарны и тимпан волнообразно очерченного фронтона, венчающего аттиковую стенку, декорированы крупным барельефным изображением кадуцея – крылатого жезла Меркурия, спирально обвитого змеями. Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность, прут символизирует власть. Две змеи, исцеляющая и ядовитая, олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. По сторонам от кадуцея в тимпане фронтона расположены массивные волютообразные меандры и рельефные цифры «19» и «17», обозначающие год реконструкции здания.»

2

Сегодня особняком владеет Сбербанк, под эгидой которого здесь расположился Музей истории сберегательного дела.

А в завершение нашей экскурсии хочу показать Вам еще несколько примечательных зданий, расположенных в этом районе Самары, на которые стоит обратить внимание, хотя не все из них имеют отношение к стилю модерн.

И начать этот добавочный фрагмент я хочу со здания, в котором сначала училась, а потом работала, и в котором работаю и сейчас. Это здание бывшего Крестьянского поземельного банка (ул. Куйбышева, 153), в котором сегодня расположен химический корпус Самарского государственного технического университета. Годы постройки: 1909–1911. Архитектор: Александр Иванович фон Гоген.

3

Здание построено в редком для Самары стиле северный модерн (элементы этого стиля прослеживаются в особняке В. М. Сурошникова). Похожие по архитектрному стилю здания есть в Хельсинки. Финский образец — шедевр Ларса Сонка, здание телефонной компании в Хельсинки 1905 года постройки можно увидеть здесь http://arch-heritage.livejournal.com/27120.html.

4

Уникальные старые фотографии этого красивого здания можно увидеть здесь http://drugoigorod.ru/krestianebank/?_utl_t=vk.

Видно, что элементы декора дошли до нашего времени в несколько измененном виде. Несколько лет назад здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения и находившееся в весьма неприглядном состоянии, было отреставрировано. Сейчас идет восстановление подвальных помещений. В будущем хотят восстановить исходную планировку помещений.

2

2

Рядом, за углом, на улице Шостаковича (еще недавно — Рабочая), есть здание в стиле немецкий модерн — это особняк основателя Самарского пивоваренного завода Альфреда фон Вакано. Годы постройки: 1914. Архитектор: самарец Дмитрий Александрович Вернер (расположенное рядом здание Общественного собрания его же работы). Описание особенностей строения, незавидная судьба хозяина, обвиненного в 1915 году в шпионаже, приведены здесь: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp? ID=10257. Интересный факт: прямо в дом с неподалеку расположенного пивзавода был проложен медный пивопровод. Сегодня в здании находится Фонд социального страхования.

2

По соседству со зданием Крестьянского поземельного банка по адресу ул. Куйбышева, 151, находится еще один памятник архитектуры — особняк предводителя дворянства Самарской губернии А. Н. Наумова. Годы постройки: 1900–1905. Архитектор: А. А. Щербачёв.

5

По форме здание копирует формы итальянских средневековых дворцов и не имеет отношения к модерну. Особняк был выстроен из белого жигулевского известняка, за что и получил у самарской общественности прозвище «Белый дворец».

3

2

2

И последний особняк, так же не имеющий отношения к модерну, но которым хочу закончить нашу экскурсию, и автором которого также является известный самарский архитектор А. А. Щербачев, расположен на адресу улица Куйбышева, 139 — это дом иженера Клодта, одно из самых занятных строений в Самаре. Теремок, похожий на сказочный дворец. Его заказал для своей семьи богатый самарский купец Иван Андреевич Клодт http://www.chgal.ssu.samara.ru/mmdkg/teremru.htm. Дата постройки 1898 год.

7

Сегодня в этом небольшом особняке, шагнувшем в нашу реальность со страниц сказок находится музей «Детская картинная галерея». За все время нахождения здесь галереи особняк поддерживается в прекрасном состоянии. Ему очень повезло с хозяевами.

5

В 2002 г. появился музей «Эксклюзивной куклы особняка Клодта» (мастерская Ольги Бакановой, заслуженного работника культуры РФ). Коллекции кукол в прекрасно сшитых исторических нарядах обязательно стоит увидеть!

3

На этой яркой ноте мы с Вами попрощаемся. И я надеюсь, что через пару лет здания эпохи модерна будут радовать глаз своим восстановленным видом.

6

P.S. Выражаю благодарность Анне Абросимовой aka annaabrosimova, вдохновившей меня на эту экскурсию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *