Сахалин. Невельск — Хонто: брекватер

Сахалин. Невельск — Хонто: брекватер

продолжение, начало смотри:

Сахалин. Невельск — Хонто: тепло принесенное Куросио

Сахалин. Невельск-Хонто: пикник на обочине

.

Сивучи смотрят в толщу воды,

с опаской увидеть

холодные души утопших,

Но видят лишь тени косаток,

исполняющих танец смерти…

.

Самым большим объектом, оставшимся в наследство от японцев, является морской незамерзающий порт. В связи с тем, что береговая полоса в этом месте узкая, вся промышленная зона Хонто и соответственно порт, создавалась при помощи отсыпки. Каменистый бенч использовался в виде естественного волнолома, а с учетом искусственно возведенной волноотбойной стенки представлял собой прекрасно вписанное в рельеф дна сооружение высотой 6 метров. С юга вход в порт прикрывал 333 метровый брекватер. Внутренняя часть, между каменистой грядой Нага и отсыпанной частью, была углублена настолько, что сейчас позволяет кораблям с осадкой 5,5 метров входить в порт. Работа над его созданием закипела в 1916 году и этот процесс включал в себя не только строительство порта, но и необходимой ему инфраструктуры.

1 / 3  Губернаторы Карафуто, при которых строился порт в Хонто. Слева-направо: Okada Bunji 1914-1916, Sakaya Akira 1916-1919. 1924-1926, Nagai Kinjiro 1920-1923

Строительство растянулось на десяток лет и осуществлялось непосредственно при трех губернаторах Карафуто — Бундзи Окада, Акира Сакая и Киндзиро Нагаи. Одним из элементов инфраструктуры стал маяк Кеннуси. Его построили в 9 км южнее порта в 1918 году, на одноименном мысе.

3Мыс Лопатина (Кеннуси) — 25

За основу взяли американский проект, который подразумевал совмещение маяка с техническим зданием, где находилась мастерская. Японцы пошли дальше, соединив и ее и жилые помещения в одно целое деревянным коридором. Впоследствии эта система нашла свое отражение в строительстве железобетонных маяков на Карафуто в 30-е годы, классическим примером которого может являться маяк на мысе Слепиковского, где все помещения соединены между собой коридором.

2Маяк Лопатина (Кеннуси), на карте 25

Сам по себе маяк не впечатляет размерами (17,4 м высотой), да это и не надо, он построен на морской террасе высотой 50 метров, поэтому огонь находится на высоте почти 70 метров, чего явно достаточно, чтобы подавать сигналы на дальность около 40 км. Башня маяка бетонная, пирамидальная (основание 5×5 м., верхняя часть 3,8×3,8 м.), восьмигранная.

Внутри башни установлена сборно-составная винтовая лестница системы Жоли. Лестница интересная, и по свидетельству И. Самарина, автора книги «Маяки Сахалина и Курильских островов» (откуда были взяты некоторые данные) это единственная лестница такого типа на Сахалине. Что касается собственных впечатлений, то могу сказать одно — тесновато. Рядом при подъёме с правой стороны вверх идет вертикальная центральная труба для перемещения подвешенного на тросе свинцового груза, с помощью которого осуществлялось вращение светооптического аппарата (принцип часов — ходиков) с целью создания проблесковой характеристики маячного огня. С 1982 года она имеет характеристики «свет 0,2 сек + темнота 2,5 сек + свет 0,3 сек +темнота 7,0 сек — период 10 сек».

Наверху башни находится фонарь — светооптический прибор и ребристыми гранями линзы. Если привстать на цыпочки, можно разглядеть, что твориться внизу, под морской террасой.

3сова…?

1 / 23 Внутри башни установлена сборно-составная винтовая лестница системы Жоли. Смотритель маяка Владимир Иванович идет осматривать вверенное "хозяйство

4

При землетрясении 2007 года, эпицентр которого находился в 15 км от маяка, тряхнуло так, что повредило конструкцию, по башне пошли горизонтальные и вертикальные трещины, деформировало стальной купол фонаря, разбило штормовые стёкла. И маячное техническое здание, и жилые постройки восстановлению уже не подлежали. Нарушилась система электроснабжения дизели-электрогенераторы вышли из строя, у линии ЛЭП идущей на маяк, были порваны провода, рассыпались изоляторы, лопнули крепления опор. Даже из колодца во дворе ушла вода, и обвалились его стенки.

Восстановление — целиком заслуга смотрителя маяка Комарова В.И., ТОФ — организация бедная, средства ограничены. Именно он спас маяк, которому в этом году будет 100 лет. Кстати 100 лет дата спорная, кто-то утверждает, что маяк поставили в 1912, кто в 1918, а кто вообще говорит, что до 1935 года его не существовало вовсе. Да и Владимиру Ивановичу самому чуть поменьше, у него только трудового стажа больше 70 лет, и до сих пор иногда сниться как он фашистские эшелоны которые он пускал под откос в Белоруссии. Да и не мог он его бросить, на этом маяке он живет больше полувека.

В 1927 году используя плоскую поверхность террасы, японцы построили на мысе Кеннуси военный аэродром, сейчас практически никаких следов от него не осталось, а в самом конце уже заросшей ВВП находится городское кладбище. На юг от маяка водопад, который называют Искорка, о нем я напишу в следующей части, так как есть подходящие осенние фотографии, так как сама глава будет осенней.

Снизу с дороги маяк хорошо виден только с нескольких точек, а вот с моря, его видно даже с Монерона. Кстати первоначально с острова, который по-японски назывался Кайба, и возили щебень и булыжник для отсыпки и изготовления кессонов порта Хонто.

8Монерон

Нужно отметить затея нелегкая и затратная, которая и закончилась с открытием карьера в окрестностях Маока. В целом, от проекта (1915), до начала работы порта (1927) прошло 12 лет. Но оно того стоило — порт стоит до настоящего времени, обеспечивая пропускную способность в 1,2 млн. тонн грузов в год и 13,3 тыс. пассажиров. Понятно, что современный порт это не совсем то, что построили японцы. После 1945 года было много чего построено, достроено, углублено, расширено и перестроено. Порт сегодня — это 2,25 км² акватории, 91,3 га территории, 27 причалов общей протяжённостью 2888 погонных метра.

1 / 24 Невельск с моря, со стороны южного брекватера

Здесь нужно отметить еще одну деталь, Маока (Холмск) и Хонто (Невельск), строились в один и тот же временнОй интервал, даже открытие двух незамерзающих портов разнесенных всего на 40 км друг от друга, произошло одновременно — в 1927 году. Однако порт Невельска, значительно уступает порту Холмск по главным показателям. Холмский порт все же главные морские ворота Сахалина, принимающие как паромы с материка, так и морские суда. Его размеры превышают порт Невельска по площади акватории — 15,62 км², пропускной способности грузов — 3,8 млн. тонн, пассажиров — 90 тыс. чел, и приему кораблей с осадкой в 8 м, уступая лишь по количеству причалов — 27, общей протяженностью 2469 м.

1 / 24 Человек и море

9Ловля креветки. На заднем плане заснеженный Монерон

Изначально в Хонто существовало два порта — торговый и рыбный, в Маока три — рыбный (в северной), Торговый (в центре) и порт бумажного завода на юге. Строительство железной дороги между Тойохара и Маока перечеркнуло надежду на лидирующую позицию Хонто в вопросах экономики. Город навсегда потерял надежду на блестящее будущее. Даже создание в 50-х годах, на базе порта морского рыбного порта, пункта пропуска, базы морского лова, и концентрация здесь рыбопромыслового флота не изменило ситуацию — город остался на вторых ролях. Тем не менее, Невельск стал центром рыбной промышленности Сахалина, отсюда уходили траулеры на океанический лов в Тихий океан. На берегу оставались машущие на прощание, косынками и платками, девушки, женщины, дети, а мужчины отправлялись на долгое время к чужим берегам ловить рыбу.

От трех средних рыболовных траулеров (СРТ) «Севск», «Себеж» и «Нахичевань» невельской приписки, ушедших в Бристольский залив, остались: спасательный круг, доски из трюма, несколько бочек, ящик лампочек и ящик для продуктов. Никто не видел, как траулеры ушли под воду, не найдено ни одного тела погибших. День гибели рыбаков — 19 января, пришелся на Крещение Господне. Если честно, то я не знаю, как связать этот праздник с самой печальной страницей за всю историю рыбодобычи в СССР. В голову поневоле приходят сравнения с ледяной купелью. Метеоусловия на тот день в Бристольском заливе выдались жесточайшие: температура воздуха до -21°C, порывы ветра до 35 м/с, сильный шторм силой до 10–12 баллов, видимость 0–50 метров. Все это привело к обледенению траулеров, потери остойчивости, крену и опрокидыванию (оверкиль). Экипажи боролись за спасение судна и своих жизней, но лед на корпусе и предметах нарастал быстрее человеческих возможностей. Я где-то вычитал, что при таких условиях за час, на поверхностях судна нарастает 10–15 тонн льда. Лед, несущий смерть. А лед несущий жизнь — спасительная кромка, гасящая шторм, к которой спешили траулеры, была ещё так далеко. Шансы спастись в ледяной воде равны нулю. При температуре от 0 до -2°С летальный исход наступает после пяти-восьми минут, организм погибает в следствии «холодного шока», который развивается на протяжении первых пяти минут резкого охлаждения.

3Судно севшее на мель вблизи он поселка Лопатино, на карте под номером 24

Летая зимой на самолете через Татарский пролив, я при инструктаже, который проводят милые стюардессы, всегда смотрю, как они забавно, а порой и эротично показывают, за что нужно дернуть, во что нужно свиснуть и как включить лампочку, при этом всегда думаю: «как ты интересно это все в ледяной воде делать будешь…».

2Памятный знак пассажирам рейса KAL-007 «Боинга – 747», южно-корейских авиалиний упавших у острова Монерон в сентябре 1983 года. На картосхеме под номером 18. Памятный знак расположен в «Южном распадке». Я его так и не смог найти (кстати, как и пассажиров самолета, ни одного тела так и не нашли). Источник фотографии: https://kas2002.livejournal.com/11058.html

Вместе с нашими траулерами бесследно ушли на дно шесть японских, а вот с четвертого СРТ «Бокситогорск», приписанному к Находке, чудом удалось спасти только одного рыбака — старшего мастера добычи Анатолия Охрименко, а чуть позже поднять тело матроса Валентина Ветрова. Вот и все что осталось. И еще память родных, близких, память целого, пусть и небольшого города.

1 июля 1967 года в Невельске был открыт памятник погибшим экипажам траулеров Невельской базы тралового флота. Большей части граждан России фамилия скульптора О. А. Иконникова, ни о чем не говорит, хотя все видели его ростральную колонну во Владивостоке, изображенную на тысячной купюре образца 1995 года. Это талантливый скульптор был учеником Александра Дейнека, а из работ этого мастера можно отметить памятник «Морякам торгового флота. 1941—1945 гг.», во Владивостоке, памятника Зое Космодемьянской на Минском шоссе близ деревни Петрищево, мемориальный комплекс Первой русской революции на Красной Пресне.

Памятник поставили наверху, над городом, невдалеке от того места где через 30 лет возведут храм Рождества Пресвятой Богородицы. На том самом месте, где до 1947 года, стоял храм Хонто-дзиндзя. Белый камень был хорошо виден на зеленом фоне. Выбор камня не случаен — белый, холодный, подобный льду Бристольского залива.

Первоначальное положение и вид памятника погибшим экипажам траулеров Невельской базы тралового флота, 1967. Скульпторы О.А. Иконников и В. Зверев. Фото 2004 года на нем участники экспедиции вокруг полуострова Крильон. Фото справа: вид памятника после землетрясения 2007 года. Источник: http://www.tehnari.ru/attachments/f161/211948d1422149116-7.jpg

Памятник простоял 40 лет и в 2007 году был разрушен землетрясением, так же, как и весь город. Его заново создали и поставили у моря на фоне южного брекватера, на который весной приходят сивучи.

1 / 33 

Вот тут-то у меня и появилось ощущение того, о чем писал в первой части — истина где-то рядом. Измучив мозг поиском закономерностей, я понял, что гибель рыбаков, памятник и сивучи связаны между собой. Как минимум вот в этой связке. Но немного не сходилось — мало информации. Интернет упорно твердит, переписывая тысячу раз слово в слово о том, что лежбище сивучей в Невельске появилось в 1967–1968 годах. Но Вселенная всегда дает человеку то, что он хочет, а я очень хотел найти эту дату. Ведь чувствовал, что не в 1967–1968, а в 1965 году сивучи пришли на брекватер! Скажите: какая разница, что от этого меняется?

Я долго рылся и наконец-то наткнулся на статью местного эколога Д. П. Голубкова, который пишет: «Впервые в Невельске заметили сивучей на волноломе в 1965 году. Первым автором очерка о сивучах и снимка зверей на волноломе, был командир тральщика, капитан 3 ранга Юрий Васильевич Поленов. Этот снимок был перепечатан в немецком журнале, выходящем в ФРГ, и Невельск, один из 3800 районных центров СССР, стал известен всему миру, сивучи превратились в символ города».

7Южный брекватер и сивучи

Снимок этот я так и не нашел, но я просто уверен, что в 1965 году сивучей было не более сотни. Как и на этой памятной доске, где выбиты имена тех, кто навечно ушел в холодную пучину Бристольского залива Берингова моря. Кстати сивучи, приходящие на брекватер в Невельске начало зимы там и проводят, оседлав плавучий лёд, а потом собираются и уходят в сторону Японского и Охотского моря.

Умные дяденьки-ученые говорят, что некоторые звери, проплывающие мимо Невельска на репродуктивные лежбища о. Монерон, облюбовали один из брекватеров морского рыбного порта Невельска, но никто не знает почему. И почему этого не произошло раньше? Ведь брекватер был построен в 20-е годы, а репродуктивные лежбища там были испокон веков. Даже название острова, до того и после того как Лаперуз обозвал его Моннероном, а Крузенштерн по рассеянности и невнимательности написал как Монерон, было «Остров сивучей», и по-японски и по-айнски. И почему памятник погибшим рыбакам теперь оказался на одной линии взгляда с брекватером и сивучами?

7Реанимированный и вновь установленный памятник погибшим экипажам траулеров Невельской базы тралового флота на берегу напротив брекватера (16)

Весной, в конце апреля справа от памятника обустроили смотровую площадку, где в мощные бинокли можно посмотреть на брекватер и сивучей. Тут же находятся стенды, где размещена справочная информация.

1 / 22 Артем и бинокль

1 / 52 Схема сезонной миграции сивучей

С самими же животными можно познакомиться пройдя поближе на лодке вдоль брекватера. Если позволяет ветер, можно обогнуть волнолом и посмотреть на них с южной стороны. Но не всегда это удается, иногда здесь захлестывает так, что волна перехлестывает через волнолом.

10Штормит (март 2018)

16Штормит (март 2018)

8Штормит (март 2018)

Прогулку вдоль брекватера проводят несколько организаций, в среднем, это 20 минут, при стоимости 200–300 рублей. Лодки берут по 9–10 человек одномоментно. Если в лодке находятся дети, то должно выполняться соотношение «один ребенок — один взрослый». Обязательны спасательные жилеты. Все это и документы проверяют люди из МЧС, их окна выходят прямо на место, где происходит посадка/высадка на лодки, поэтому «иногда они приходят».

3Проверка правил, требований и документов МЧС

1 / 35 

Давайте и мы прогуляемся вдоль брекватера и посмотрим чем живут сивучи. Пояснительные подписи под фотографиями об образе жизни сивучей, биологии и экологии взяты с сайта https://zooclub.ru/wild/last/6.shtml

1 / 25 Один

1 / 123 Брекватер. Иногда здесь тоже как и на Туристере устраивают форумы в курилке: постадийное решение вопросов, от первого до последнего фото

8«Чё надо?»

4Сивуч, или морской лев самый крупный представитель семейства ушастых тюленей. Длина взрослых самцов секачей может составлять 350 см, самок — 250-280 см. Крупные секачи весят до 1 тонны, самки 250 — 300 кг. Новорожденные детеныши имеют вес 15-20 кг, в месячном возрасте их вес составляет 30-35 кг.

7Думки…

3Приснилось. Бывает. Мы ведь себя тоже во сне плохо контролируем…

5Сушим ласты…

5Семейные разборки: «Где была спрашиваю?»

9край…

9Тогда я тоже не буду с тобой разговаривать…

7А крайнему не повезло — это рана на шее от сети в которой он когда то запутался, среди обитателей этой лёжки я насчитал десяток таких животных

5ну пошли…поплаваем…

4Ну и что, что всего три? Подрасту с десяток заимею

5У сивучей как и морских котиков четко выражен половой диморфизм. Самцы — секачи отличаются мощным телосложением, сильным развитием грудного и шейного отдела туловища, широкими и длинными передними ластами, которые выполняют основную локомоторную роль при плавании.

5одиночество не такое плохое дело…

3В период существования гаремов на береговых лежбищах на одного секача приходится от 5 до 20 самок. Каждый гарем занимает свой обособленный участок, размер которого (от 5 до 20 м2 и более) зависит от величины гарема, общей площади лежбища, свободных участков, численности зверя, силы и агрессивности секача, формирующего гарем, и других обстоятельств. Гаремы обычно располагаются на сравнительно ровных местах, иногда же на высоте 10-15 м над уровнем моря.

2Распределение сивуча в Японском море в основном ограничено западным побережьем о. Сахалин. Весной сивучей можно наблюдать в Татарском проливе, однако звери держатся разреженно и больших скоплений не образуют. В Японском море гаремные лежбища, где проходит размножение сивуча, отсутствуют. Крайне редки случаи встреч сивучей одиночек южнее Татарского пролива вдоль западного побережья Японского моря.

2

6Основу питания взрослых сивучей составляют две группы животных — рыбы и головоногие моллюски, число видов которых не менее 20. Отмечается некоторая географическая изменчивость в питании животных. В водах Калифорнии в желудках сивучей найдены камбала, палтус, морские окуни; у берегов штата Орегон (США)- морские окуни, бычки и пинагоры; у побережья Британской Колумбии — сельдь, морские окуни, треска, скаты, акулы, лососевые рыбы, осьминоги, кальмары, двустворчатые моллюски и однажды краб; в заливе Аляска — миноги, лососевые, корюшка, песчанка, морские окуни, терпуги, бычки, креветки, крабы, изоподы, кальмары и осьминоги; у Алеутских о-вов и в Беринговом море — минтай, мойва, песчанка, камбала, бычки, сельдь, палтус, терпуги, лососевые, моллюски; на Командорских о-вах — мяконькая, треска, терпуг, камбала, редко осьминоги; у Курильских о-вов — песчанка, терпуги, морские окуни, минтай, навага, бычки, камбала, лососевые, осьминоги, кальмары и 3 вида ракообразных. Довольно часто в желудках сивучей находят камни, песок, гравий, иногда водоросли.

3Животные, не участвующие в жизни гаремов, располагаются или в непосредственной близости от гаремов, или на отдельных камнях или уступах скал, забираясь иногда на высоту нескольких десятков метров. С такой высоты громадные молодые самцы легко и свободно прыгают головой вниз в море. С распадом гаремов обособленность залегания отдельных возрастных групп прекращается.

2Окончание 333-метрового брекватера

2

4На лежбище звери ведут себя неспокойно и постоянно ревут, так что шум от лежбища слышен за несколько миль. Взрослые самцы ревут густым протяжным басом, несколько напоминающим удаленный гудок парохода, голос самок тоньше, пронзительнее; приближенно он похож на мычание коровы. Детеныши кричат совсем тонко и раскатисто, этот крик можно условно сравнить с блеянием овец

4

Землетрясение в Невельске 2007 года — отправная точка совершенно нового цикла. От нее отсчитываются новые судьбы, события и по большому счету история города. Про него мой следующий рассказ. А брекватер установленный японцами для защиты южного входа в порт тоже изменился — он стал выше больше чем на метр. Когда произошло землетрясение, блок земной коры в южной части города приподняло и вся зона бенча, ранее заливаемая при приливах, стала сушей. Стихия подарила муниципальному образованию 4 км², да так, что и отсыпать не нужно. Это был бонус, некая компенсация, взамен старого, ветхого, ненужного. Вместе с этим брекватер, перестал быть брекватером, а превратился в мол.

4к берегу

Ведь по определению всезнающей Вики: «Брекватер (устаревшее от англ. breakwater) — гидротехническое сооружение на воде (в море, океане, водохранилище или реке), предназначенное для защиты береговой линии или акватории порта от цунами, течений льда и наносов. От мола отличается тем, что не примыкает к берегу».

Источник

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *