Виченца в лицах

Если населённый пункт в Италии заложен после падения Римской империи, то он считается почти новостроем, каждый уважающий себя город обязательно должен быть основан ещё до нашей эры. И Виченца тому не исключение. Известно, что римляне нарекли городок чем-то похожим на Vicetia. Местным очень бы хотелось, чтобы первое название было Vincentia, что означает «победоносная», но сторонники этого названия живут только в пределах городской черты. Вполне обоснованно другие итальянские историки считают, что больше похоже на правду название Vicus, что значит «деревушка». Вряд ли прагматичные до мозга костей римляне дали бы пафосное название деревне, где в то время между тремя сараями бегало две козы.
Хотя город в наше время спокойно можно было бы переименовать в Палладиоград. Имя великого архитектора Эпохи Возрождения Андреа Палладио прочно связано с Виченцей, несмотря на то, что он родился в Падуе. Ведь большую часть своего культурного наследия архитектор оставил именно здесь, благодаря его таланту Виченца считается одним из красивейших городов региона. ЮНЕСКО заметило город только благодаря ему. Не удивлюсь, если после «папа, мама», «палладио» — третье слово, которое знает младенец, здесь родившийся.
Но я решил много не писать о Палладио. Конечно, это имя будет проходить красной нитью по всему моему маршруту, от этого в Виченце никуда не скрыться. Но ведь его окружали и другие, знатные и талантливые личности. Один за другим будут на сцену выходить эти люди, знаменитые и не очень, по ходу рассказа.

Мой маршрут начнём от башни средневекового замка Виченцы. На сцену выходит Альберто, второй правитель Вероны из рода делла Скала. Сын Джакопино делла Скала, он наследовал своему старшему брату Мастино, который был предательски убит 17 октября 1277 года.

Альберто присоединил Виченцу к своим владениям, воспользовавшись тем, что город сильно пострадал и ослабел в ходе междоусобиц, был практически полностью разорён ещё Фридрихом Барбароссой. Он и построил мощный замок, на случай войны с миланским семейством Висконти.
Замок с четырьмя башнями по углам был полностью окружен рвом, внутри были казармы гарнизона, склады и конюшни. Но уже в XVI веке замок потерял своё оборонное значение и стал постепенно разрушаться. Точку поставили французы генерала Массены, многие участки стен, башни были настолько повреждены, что было решено их разобрать. Эта центральная башня и участок стен с городскими воротами — всё, что осталось от когда-то грозного сооружения.

Здесь же находится городской парк — Сад Сальви. Его история тесно связана с многочисленным семейством Валмарана.

1

Заложить сад в итальянском стиле с цветочными клумбами строгих геометрических форм и лабиринтом в конце задумал ещё Джакомо Валмарана в начале XVI века, но открыт был парк только в 1592 году при Леонардо Валмарана. В 1826-м году парк переделали в типичный английский сад, и увидеть его в прежнем виде можно только на гравюрах. Сад Сальви окружен небольшой речушкой Сериола, а в глубине можно рассмотреть Лоджию Валмарана, построенную для Леонардо. Авторство приписывают автоматически Палладио, хотя в данном случае чисто по традиции. Возможно, что её построил и один из его учеников. Кстати, хорошим архитектором был и сам Леонардо Валмарана, именно он вместе с Кьерикати выбирал чертежи Палладио для его знаменитой базилики.

Сразу за городскими воротами на другой стороне Пьяцца Кастелло находится неброский особняк Палаццо Капра, спроектированный в 1540 году для графа Джованни Антонио Капра. Это одна из самых ранних работ Палладио, правда строительство закончилось только в 1567 году. Кстати, тому же графу Палладио позже построил знаменитую виллу Ротонду. А видим мы в этом скромном особняке знаменитого Алессандро Фарнезе, третьего герцога Пармы и Пьяченцы, испанского полководца и наместника Нидерландов, который подвёл черту под Нидерландской революцией на территории нынешней Бельгии.

Под его начальством служил представитель семьи Капра — Альфонсо, в гостях у которого он иногда бывал.

Напротив — Палаццо Тьене Бонин Лонгаре -дворец, спроектированный Андреа Палладио около 1572-го года. Построить он его не успел, осуществил проект Винченцо Скамоцци. Это одна из нескольких городских резиденций семейства Тьене, над которыми работал Палладио, дворец проектировался для его большого друга Франческо Тьене, представителя одного из основных аристократических семейств Виченцы. А в XIX веке его приобрел Лелио Бонин Лонгаре, давший палаццо его современное название, его мы и видим на фотографии.

Лонгаре — выдающийся дипломат Италии, один из тех, кто сделал очень много для признания новой, обьединённой Италии на политической карте Европы XIX века. Был послом в Париже, Лондоне, Мадриде, Брюсселе.

У Палаццо Тьене Бонин Лонгаре начинается центральная улица Виченцы имени Палладио, кого же ещё. Вернуться успеем в любой момент, а сейчас пройдём на южную сторону Пьяцца Кастелло, где стоит одно из самых странных зданий в городе — Палаццо Порто ин Пьяцца Кастелло.

Это один из двух дворцов, которые Андреа Палладио проектировал для семейства Порто. Строительство началось в 1571-м году, после возведения двух пролетов остановилось.до сих пор. Причины, побудившие владельца будущего здания Алессандро Порто остановить строительство, остаются неизвестными. В соответствии с проектом должно было быть семь окон с восьми колоннами, дворец должен был замкнуть всю южную часть площади.

Но… Неужели от наследства Алессандро Порто, которое он получил в том же 1571-м году, через три колонны уже ничего не осталось? загадка осталась неразгаданной. Встретилось мне, например, мнение, что Алессандро не сумел сторговаться с хозяевами соседнего здания, которое вместо сноса стоит и сегодня. Но такое утверждение — глупость, ибо этот соседний старый дом тоже принадлежал Алессандро, в нём он и жил…

Епископская улица очень короткая

и кончается на Соборной площади, где стоит кафедральный собор Виченцы Санта Мария Аннунциата.

В 431 году Третьего Вселенского Собора христианской церкви был провозглашен догмат Пресвятой Девы Марии, и многие церкви были переименованы в ее честь, в первую очередь кафедральные соборы. Не обошло это веяние и Виченцу.
В 1482 году по проекту Лоренцо да Болонья началась перестройка собора, но оставалась незавершенной. Только в 1557 году появились средства на завершение перестройки, ответственным был назначен Андреа Палладио, который лично спроектировал грандиозный купол и северный портал.

Под его руководством собор и приобрёл сегодняшний вид. Но не внутри. Американцы разбомбили собор в годы Второй Мировой, оставив только фасад. Собор восстановили, включая купол Палладио, но бесценные фрески и детали интерьера были навсегда утеряны.

А поведал историю создания собора Джироламо да Скио, представитель зажиточной семьи из Виченцы, который в XVI веке стал папским дворецким, позднее командующим папской гвардией, а в 1523 году епископом-казначеем. Возглавлял папские посольства при европейских дворах, внезапно умер в Ватикане всего в 52 года на пике своей карьеры. Похоронен в кафедральном соборе Санта Мария Аннунциата

На площади у собора стоит довольно помпезный, но в то же время напыщенно-безвкусный памятник Виктору-Эммануилу II.

За спиной у короля находится — часовня Ораторио дель Конфалоне, построенная в 1596 Джованни Баттиста Албанезе, который считал себя последователем Палладио.

Короткими улочками идём дальше

Антонио Франческо Пигафетта — личность историкам известная. Не будь его, и никто бы не узнал о первом кругосветном плавании Магеллана. Сам мореплаватель, как известно, погиб на трассе. А что могли потом по кабакам рассказать матросы с боцманом? Антонио Пигафетта в молодости изучил астрономию, географию и картографию, в 1518 году сопровождал нунция Папы Льва X — Франческо Кьерикати по пути в Испанию, служил на кораблях Госпитальеров.
Случайно узнав о планируемой экспедиции Магеллана, нанялся в качестве внештатного члена команды, своего рода добровольца — пассажира. Во время первого в истории кругосветного плавания вёл дневники, которые по возвращении в Европу вручил императору Карлу V. Записи Пигафетты — основной источник сведений об экспедиции Магеллана до сих пор.

Дом Пигафетта на одноименной улице был построен в 1440 году. Перестроенный Маттео Пигафетта в 1481 году, дом — редкий примером итальянской готической архитектуры, с уникальными декорациями. На фасаде есть надпись, посвященная Антонио Пигафетта.

Виченца расположилась по обоим сторонам реки Баккильоне,

через которые перекинуты старинные мосты. Один из них — одноарочный мост Сан — Микеле, построенный между 1621 и 1623 годами. Мост — традиционное место встречи молодых влюблённых. Оказывается, что и романтические традиции имеют свою историю. Сразу за мостом был причал, откуда отплывали баржи и лодки по реке в другие города, и на мосту прощались или ожидали прибытия своих родных.

То время давно ушло, а молодёжь продолжает многовековую традицию. Возле моста был также римский театр, построенный во II веке, напоминающий римский театр Вероны. Палладио успел его изучить, театр был разрушен в восемнадцатом веке. На другом мосту святого Павла — памятник писателю Нери Поцци, автору книги о Тициане.

Вот и дошли до главной площади исторического центра Виченцы — Пьяцца деи Синьори.

Площадь здесь была ещё с римских времён, на ней был форум и открытый рынок. Рынок действует и сегодня, утром во вторник и в четверг не советую приезжать для осмотра Виченцы. В 1464 на восточной стороне площади была установлена стелла-колонна со львом — символом Венецианской республики, к которой в это время отошла Виченца. В одиночестве колонна была почти два столетия — в 1640 году к ней добавили вторую стеллу со статуей Христа.

На прямоугольной площади находятся несколько выдающихся обьектов, самый известный, конечно, Базилика Палладиана. О здании расскажет сам Палладио, ведь для него этот обьект очень важен — базилика была первым большим проектом молодого Андреа Палладио, и архитектор получал деньги за эту работу большую часть своей жизни.

Восстановление базилики было делом долгим, дорогим, и заняло значительный период времени. Работы закончились только в 1614-м году, спустя 30 лет после смерти архитектора. Базилика была построена в XV веке, называлась Палаццо делла Раджоне. Находился здесь городской муниципалитет, а первый этаж был отдан лавочникам. В XVI веке часть здания обрушилась, и городской совет решил восстановить здание, поручив эту задачу Палладио. Молодой архитектор приступил к работе в апреле 1549-го года. Он так искуссно пристроил к зданию наружные ограждения из мрамора, лоджию и портик, что практически скрыл оригинальную готическую архитектуру, получив образцовое ренессансное здание.

На Пьяцца деи Синьори самое высокое и самое длинное здание старого центра Виченцы.

Самое высокое — 82 — метровая Торре Биссара, или Торре ди Пьяцца, — городская башня, обращенная фасадом на площадь Пьяцца дей Синьори и к знаменитой Базилике Палладиана. Башня была построена в 1174-м году для семейства Биссари рядом с их дворцом. Сохранившись чудом во время страшного землетрясения 1347 года, Торре Биссара в середине XV века выросла до современной высоты. Наверху установили пять колоколов.

А представить мне хотелось гениального скульптора, архитектора и механика средневековья Пизано, к сожалению, гравюра плохого качества — всё, что о нём сохранилось.

Это он в конце XIV века на башню установил часы, поистине шедевр астрономии и механики, которые до сих пор хорошо работают, помимо времени суток информируют о лунных фазах. Еще одной особенностью этих часов является тот факт, что своим звучанием они отмечают не только каждые полчаса и час, а еще мелодия звучит за 7 минут до 6 вечера и за 7 минут до полудня.

В 1945 году Торре Биссара вместе с Базиликой Палладиана разбомбили. Но сама башня устояла, рухнула только верхушка и разбились колокола. Сразу после войны начали башню восстанавливать, но смогли восстановить не полностью, без самого верха, без пяти колоколов и без сферы с фазами луны. Только в 2002 году одобрили проект полной реставрации Торре Биссара, в результате теперь видим башню в её первозданном виде. Кстати, очень сильно укрепили и основание, потому что начала наклоняться.

А самым длинным фасадом около 72 метров — может гордиться Палаццо дель Монте ди Пьета. Палаццо — исключение, это не дворец знати, а заведение, которое было основано францисканцами в 1486 году, поэтому посередине вписана церковь святого Викентия, фасад которой, правда, был переделан в XVII веке. Смотрит на нас и Марко да Монтегалло, священник из ордена францисканцев, который и основал заведение, которое ни что иное, как банк и ломбард.

Францисканцы знамениты в финансовой области тем, что в XV веке выступили против значительного стяжательства ростовщиков, что подразумевало также репрессии против евреев-банкиров, изгнание их из городов Италии. Особенно был знаменит своими проповедями и своей заботой о народной нужде Бернардино Фельтрский, ставший потом святым.
В течение последних лет жизни он создал по всей территории Италии около тридцати финансовых учреждений, которые напоминали современные кассы взаимопомощи. Бернардино Фельтрского, кстати, до сих пор считают своим покровителем владельцы всех ломбардов и банков в мире, хотя условия кредитов в них уже давно не отличаются мягкостью.
Орден францисканцев также предложил предоставлять довольно небольшие, но совершенно беспроцентные кредиты, только под залог ценных вещей. И в начале 1462 года монахи основали первую банкирская контору будущей транс-европейской сети «Монте ди Пьета», которая выдавала мелкие и беспроцентные ссуды. Через тридцать лет конторы бойко работали почти по всей Италии, и даже в остальных странах, в основном в Германии, где в отличие от Италии выдавали ссуды под процент, но совсем небольшой — до 4–6% годовых.
Отец Марко да Монтегалло как раз был одним из самых известных создателей ломбардов для бедных в различных городах Италии.
Вначале здание было в два раза короче, но в связи с катастрофическим недостатком помещений для приёма клиентов, в 1499–1537 годах было построено второе крыло, отделённое визуально фасадом церкви.

С того времени первые этажи отданы под магазины, банк и ломбард занимали второй этаж, третий был жилой. Заведение существовало до самого наполеоновского нашествия, тогда ломбард и банк был полностью разграблен, и больше не открылся. Сейчас в здании громадный городской архив.

На фоне еще одного уникального сооружения Палладио — Лоджии дель Капитанио — я решил разместить портрет венецианского адмирала Себастьяно Веньера, даже не зная, был ли он вообще в Виченце хоть раз в своей жизни.

Причина такая — лоджии дель Капитанио строились в северо-итальянских городах в качестве резиденций верховных венецианских военных представителей. Строительство же Лоджии в Виченце совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто. Может быть именно поэтому своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку, а в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи. А раз так, то кто ещё может быть в этом случае «верховным представителем», как ни Себастьяно Веньер, сумевший переломить расползающуюся мусульманскую тьму в грандиозном морском сражении, командуя 300 кораблями…

Совсем рядом с площадью стоит скромная церковь Святой Марии Сервитов или Святой Марии на форуме. Находится на месте, где когда-то располагался римский форум, принадлежала Ордену служителей Девы Марии с 1328 до 1788 года.

По пути к театру Олимпико свернём к церкви Святой Короны. Эта готическая церковь XIII века неразрывно связана с епископом Виченцы Бартоломео да Бреганце, который был инициатором строительства церкви для хранения ценной реликвии — тернового шипа из венца Иисуса Христа.

Бартоломео был профессором и официальным советником папы Иннокентия IV, который в 1252 году назначил его епископом в Лимассоле в тогдашнем христианском Кипрском королевстве. На востоке он встретил Людовика IX во время седьмого крестового похода, который и подарил ему реликвию. Правда случилось это позже, когда Бреганце проезжал через Париж, возвращаясь с дипломатической миссией от Генриха III из Англии. Людовик IX дал ему золотой реликварий, содержащий деревянный крест, сделанный из истинного Креста Христова, и один из шипов тернового венца.
На постаменте по бокам от Христа они оба.

А на левой фотографии — гробница Бартоломео да Бреганце

Церковь знаменита также произведений искусства, в числе которых -«Поклонение волхвов» Веронезе и «Крещение Христа» Беллини.

В XV веке церковь перестроили и расширили,

соорудили богатый алтарь, украшенным мраморными, коралловыми и перламутровыми инкрустациями.

Время обеда, пора поискать точку опоры.

После обеда продолжим…

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий к

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>