Юго-Восточная Азия, 2016: галопом по «азиопам»

Вступление

В июле 2016 года мне неожиданно выпала поездка по работе в Бангкок с необходимостью скоротать там целую неделю. Дела были в первый день и в последний, а посередине — пустота. Её я и решил заполнить осмотром близлежащих стран.

Приготовление

Виза

В Таиланд, Лаос, Филиппины россиянам виза не требуется. Для Мьянмы я заранее получил электронную визу через интернет, её выдают всего за сутки. В Брунее транзитную визу можно получить в аэропорту. А можно и не получить. Подробности расскажу ниже. В Бангладеш виза получается по прилёту за 20 минут, если нет очереди, и 51 доллар.

Авиабилеты

Перелёты покупал заранее за неделю до поездки. Столкнулся впервые с интересной системой, когда, приобретая билет эконом-класса, спустя несколько дней авиакомпания предлагает тебе либо повышение до бизнеса с большой скидкой, либо устраивает аукцион на свободные места, и те, кто предложат больше, выигрывают. Я ставил самый минимум и всё равно получал повышение.

Деньги

Рассчёты с отелями вёл только банковскими картами. Наличные использовал для магазинов и проходов к достопримечательностям, для такси и моторикш.

Вещи

Брал обязательно удобную обувь и подходящую погоде одежду. Из необычного упаковал в рюкзак спиртовые салфетки для Мьянмы, потому что по всем буддийским храмам ходить разрешается строго босиком. Для Бангладеш взял антисептик для рук и марлевые повязки на лицо, потому что в передачах об этой стране ведущие жаловались на невыносимый запах и высокую опасность подхватить заразу. Но ничего не пригодилось, запахов не было.

В целом вещей было немного, чтобы ограничиться ручной кладью и не терять времени на получение и сдачу багажа. Жидкие средства вроде геля для волос разлил дома по небольшим флаконам и запаковал в целлофановый пакет, благодаря чему личный досмотр в аэропортах проходил чрезвычайно быстро.

Поездка

Лаос

В Лаос прилетел из Таиланда, расстояние совсем небольшое, час лёта от Бангкока до Вьентьяна. Первое впечатление: Лаос — бедная копия Тая двадцати лет назад: те же храмы, те же моторикши, экзотические фрукты, невзрачные домики и дешёвые цены. Крошечный международный аэропорт, больше напоминающий сельский автовокзал. На такси до центра города можно доехать за 66000 LAK (около 500 руб.). Билеты в достопримечательности стоят 3000–5000 LAK (25–40 рублей). Моя любимая питайя («драгон фрукт») — 9000 LAK (75 руб.) за штуку. Зато банкоматы дерут комиссию за снятие наличных — минимум 20000 LAK (160 руб.) за выдачу, поэтому берите сразу больше.

Основные достопримечательности Лаоса — буддийские храмы. Начинаю с Haw Phra Kaew, построенного в 1565 году и хранившего драгоценную королевскую статуэтку Изумрудного Будды. В 1778 году тайцы захватили город, разрушили храм, а фигурку выкрали в Бангкок, где она находится по сей день как одна из главных национальных святынь. Лаосцы долго просили соседей вернуть её, но тайцы сделали и возвратили в храм копию, а оригинал оставили себе. Вокруг здания разбит милый французский сад с неповторимой европейской атмосферой гармонии и спокойствия. Внутрь храма попасть не удалось, он находился на реконструкции.

1 / 33 

Через дорогу от него расположен известный храм Wat Si Saket. Он достаточно новый, 1818 года, но почему-то стал популярнее предыдущего. Построен в типичном тайском стиле, некоторые фотографии буквально точь-в-точь копирка моей давней поездки в Бангкок. За схожесть он не был разрушен при захвате города тайцами и остался единственным нетронутым зданием во время военного конфликта. Окружают храм по периметру около 7000 будд, сделанных из глины, серебра, дерева и бронзы, а внутри находится главная статуя Гаутамы Будды XVIII. Но фотографировать её нельзя. Опять эти абсурдные правила и ограничения.

1 / 33 

В ста метрах от храма на перекрёстке за забором виден Президентский дворец. Его строительство тянулось несколько десятилетий и закончилось лишь в 1986 году. К сожалению, он закрыт для посетителей.

2

От дворца идти десять минут до ступы Тхат Дам. Вокруг неё лаосцы зачем-то сделали перекрёсток с круговым движением автомобилей, и туристам надо постараться не попасть под машину, перебегая дорогу. Является самым старинным сооружением Вьентьяна примерно XV века. Как и с предыдущими достопримечательностями, эту так же не обошла стороной горячая любовь соседа: изначально ступа была покрыта настоящим золотом, но во время захвата тайцами в XVIII веке завоеватели сорвали весь драгоценный металл. Теперь повсюду проглядывает чёрный кирпич и зелёный мох.

3

До следующего популярного туристического места добираться пешком придётся около получаса. Там вы увидите лаосскую копию парижской Триумфальной арки — Patuxay Monument. Оригинал с Елисейских полей послужил вдохновением местным архитекторам, но в первую очередь были учтены национальные традиции. Посвящённая лаосцам, погибшим в войне за независимость с Францией, её в шутку называют «стоячей взлётной полосой», потому что на строительство арки ушёл весь бетон, закупленный изначально для нового аэропорта. На лавочки в прилегающем парке цемента явно не хватило, пришлось устанавливать бесплатные с рекламой от нашего российского «Билайна». К слову, спонсорские лавочки в Лаосе очень распространены: видимо, власти не хотят тратить деньги на нормальные конструкции и не понимают, сколь ужасно выглядят подобные вещи.

1 / 21 

Стоило спуститься с арки вниз, как полил дождь. Пришлось ждать, пока он пройдёт. В это время на меня обратили внимание местные жители. Подошёл парень лет 18-ти и попросил сфотографироваться с ним для Инстаграма. Почувствовал себя Брэдом Питтом. Европейцы в Лаосе ещё в диковинку.

Отвлекусь на описание общей туристической инфраструктуры города. Её нет — Азия! Передвигаться туристу крайне сложно: мало того, что на пешеходных переходах никто не пропускает и норовит задавить, так и местные кретины паркуются прямо на тротуарах. Обойти их нельзя, только выходить на проезжую часть, где несётся нескончаемый поток машин и мопедов. Очень рискованно! Хотелось пройти прямо по крышам этих гадов. В России так бы и сделал, но в Лаосе не хотелось пропустить свой вылет из-за разбирательств в полиции. Друзья, паркуйтесь правильно! Хочется, чтобы наша страна была цивилизованной и не опускалась до уровня азиатщины.

1

Вот так, матерясь и чертыхаясь, я дошёл до Великой ступы Тхат-Луанг. Почему-то исторически она оказалась на отшибе, но является самой главной достопримечательностью не только Вьентьяна, но и всего Лаоса. Именно эта ступа изображена на гербе страны. Возведена в 1566 году, когда сюда была перенесена столица государства. Сегодня в комплексе Пха Тхат Луанг расположена резиденция буддийского патриарха.

1 / 32 

Возле храма постоянно ожидают несколько моторикш. С одним из них договорился доехать за 30000 LAK (250 руб.) до набережной реки Меконг. По пути замечаю, что в Лаосе много дорогих автомобилей: Porsche Cayenne, BMW X5 и X6, Toyota Land Cruiser 200 и так далее, и все самых последних модификаций. Ещё одно отличие Европы от Азии: в западном мире неважно, какая у тебя машина, главное — насколько развита твоя страна. В азиатском мире всё наоборот: мечтой является промчаться на люксовом автомобиле, купленном на последние деньги, среди гор мусора и развалин.

1

Река Меконг разделяет Лаос и Таиланд: на том берегу уже другая страна. По воде рассекают рыбацкие моторные лодки, пограничных вышек нет — переплывай и беги, куда хочешь. Меконг — самая длинная река Индокитая протяжённостью целых 4,5 тыс. км. В основном её используют для промысла рыбы и рисовых посевов.

3

Прогуливаясь вдоль реки, меня нагнал молодой человек. Ему не терпелось поговорить с иностранцем, он с увлечением расспрашивал меня, из какой я страны, кем работаю. В странах третьего мира я всегда говорю и пишу в анкетах, что инженер — это очень уважаемая профессия и не создаёт проблем с пограничными службами и полицией (журналистам или юристам, к примеру, часто отказывают во въезде). Парень оказался студентом, учащимся на инженера-строителя, и стал сыпать меня профессиональными вопросами. Прежде, чем я от него сбежал, успел узнать, что в целом люди всем довольны, особой мечты сбежать в край, где получше, нет. Этим Лаос мне напомнил Россию середины 90-х годов: вроде и бедненько, но появляются первые богачи и деньги, которые тратятся на пускание пыли в глаза, все живут ожиданием светлого будущего.

Бруней

Бруней — крошечное, окружённое Малайзией, государство с достаточно высоким уровнем жизни: по ВВП на душу населения оно опережает Россию в три раза. Источники дохода те же — нефтегазовые, поэтому внешне страна напоминает ОАЭ без выпендрёжа для туристов: видно, что деньги имеются, но на пафосные проекты не тратятся.

Правда, чтобы увидеть Бруней, российскому туристу придётся поднапрячься. Для посещения необходима либо туристическая виза, либо транзитная. Первую нужно получать заранее в московском консульстве с кучей бумажек и бюрократической волокитой. Слишком утомительно для страны, которую обойдёшь пешком за пару дней. Поэтому русские граждане стараются получить транзитную визу по прилёту. Но с ней всё непросто.

Россиянину для получения краткосрочной транзитной брунейской визы необходимо выполнять следующие условия:

  • Бруней должен быть реальной транзитной точкой на вашем пути из одной страны в другую (т. е. прилететь, например, из Таиланда и затем назад в него же вернуться нельзя — это не транзит);
  • в аэропорту у вас на руках должен быть оригинал письма с поручительством либо от авиакомпании, либо от отеля; вариант с отелем, понятно, отпадает — оригинал они вам никак не смогут передать, остаётся только авиакомпания, и возникает следующее ниже условие;
  • оба перелёта (из первой страны в Бруней и из Брунея в третью страну) должны осуществляться брунейской авиакомпанией Royal Brunei, потому что спонсорское письмо перед паспортным контролем могут выдать только они, и тем самым диктуют условия;
  • не должно быть более ранних альтернатив улететь брунейскими авиалиниями в третью страну;
  • если планируется ночёвка в городе, необходимо предоставить бронь отеля.

Выполнение всех пунктов даёт вам 99% шансы на успех. Если какой-то пункт не выполняется, шансы резко снижаются. Первые два правила обязательны на 100%. Второй — на 90%. Третий и четвёртый — на 40%.

В моём случае я летел из Таиланда в Бруней, и на следующий день из Брунея на Филиппины. По прилёту перед паспортным контролем показал представителю Royal Brunei Airlines второй билет и бронь гостиницы и за 5 мин. получил письменное поручительство.

Подошёл к пограничнице на контроле, она повертела документы и вызвала начальника пограничной службы. Он повёл меня в отдельную комнату, где пытался подловить, что я на самом деле турист, а не транзитный пассажир, и отказать во въезде:

— Вы просите дать вам транзитную визу. Куда вы летите из Брунея?
— На Филиппины.
— Когда?
— Завтра в 12 часов.
— А почему вы летите на Филиппины завтра? Есть рейс сегодня через два часа, вы могли полететь на нём.
— (К этому вопросу я не был готов.) Эээ… Я устал. У меня накануне было много перелётов, вчера два, сегодня с утра уже два. Я не выдержу третьего, хотелось бы отдохнуть, нормально поесть в ресторане, а не в самолёте, принять душ в отеле, выспаться.
— Вы можете долететь до Филиппин и там отдохнуть, всего чуть более двух часов полёта.
— Ну что вы! Третий полёт за день, это слишком тяжело. Поэтому покупал билеты с расчётом, что отдохну в вашей стране и полечу на следующий день дальше. Ведь это же законно!
— Гражданам вашей страны надо предварительно получить визу.
— Но я лечу транзитом.
— Почему вы заранее не получили брунейскую визу?
— В Тиматике говорится, что для транзита виза не нужна. Она получается на месте.
— Что такое Тиматик? Это ваш туроператор?
— Нет, это международная система, содержащая информацию по визовым требованиям всех стран мира.
— Я такую не знаю. И что вы хотите посмотреть в Брунее?
— Ничего не хочу, я же не турист. Хочу лишь поужинать, помыться и лечь пораньше спать. А завтра улететь.

Начальник задавал ещё много вопросов, размышлял, звонил начальству, но придраться было не к чему. Проверил бронь отеля, спонсорское письмо, обратный билет. Сказал оплатить 4 доллара за визу и вернул паспорт. Всё заняло чуть больше часа.

Таксисты уже успели разобрать всех пассажиров и покинуть аэропорт. Мне повезло, я поймал последнего. Он сказал по дороге, что в Брунее всего сорок четыре автомобиля такси. Когда прилетает рейс, они недолго ждут пассажиров и затем все уезжают в город. Так что мне очень повезло его застать. Стоило такси до города 25 BND (1200 руб.), а обратно в аэропорт на следующий день — 20 BND (950 руб.).

Сам город маленький, особых достопримечательностей нет, кроме пары зданий. Главный символ страны — мечеть. Она действительно красивая и днём, и ночью с подсветкой. Обычные же здания для жителей — простые серые цементные коробки с окнами. Но везде чисто, на дорогах порядок, люди очень добродушные и стремятся помочь. Те же таксисты не стараются вас обмануть, что большая редкость, а для арабской страны и подавно.

1 / 63 

Если есть в запасе ещё один день, можно сплавать на лодке на 3-4-часовую экскурсию в мангровые заросли к обезьянам-носачам. Это — символ острова Борнео и Брунея, в дикой природе они водятся только в этом месте, и больше нигде в мире. А вечером поужинать в местном ресторане и испробовать национальное блюдо Амбуят.

Такой мне запомнилась эта страна. Да ещё тем, что перед вылетом на весь салон через громкоговорители читают выдержки из корана. Очень захватывающее ощущение идти на взлёт после выкриков «Аллах акбар!»

Филиппины

Обычно туристы прилетают на Филиппины, чтобы насладиться райским тропическим островом Боракай, но моей целью была столица Манила и одно из её самых жутких мест — Северное кладбище.

После Брунея контраст разительный: простенький и грязненький аэропорт, ощущение смога в воздухе, поголовные мошенники-таксисты, и сам город серый, мрачный, совершенно неуютный. Если соберётесь сюда, советую изучить вопрос с такси. Здесь они есть и с таксометрами, и с фиксированной оплатой. Изначально подумал, что проще будет по установленному тарифу оплатить, но за поездку от аэропорта до кладбища с меня взяли 970 PHP (1350 руб.). Опыт показал, что со счётчиком ездить дешевле, если нет больших пробок.

По дороге была возможность посмотреть, как живут столичные граждане. Не знаю, с чем можно сравнить город. Наверное, если выбрать самые неприглядные районы Касабланки, убрать марокканский колорит, оставшееся клонировать несколько раз и обильно полить тропическим дождём — это и будет Манила. Невзрачные ряды бетонных коробок, покрытые многократными слоями выхлопных газов, мусор по обочинам, хаотичное движение автомобилей и пешеходов, полное отсутствие нормального общественного транспорта. Те, кому не нравятся российские маршрутки, оцените филиппинский аналог — «джиппи». Вам бы захотелось передать в нём за проезд?

1

Поэтому туристам, наверное, предпочтительнее будет официальное такси. Оно меня и довезло до ворот Северного кладбища. Меня сложно чем-то удивить, но ещё много дней находился под впечатлением от увиденного. Это кладбище — место жительства громадного количества беднейших слоёв населения. Здесь живут целыми семьями в склепах рядом с похороненными людьми. Одноэтажные, двухэтажные и даже трёхэтажные, с диванами, телевизорами, кухонной утварью внутри. Отсюда дети утром уходят в школу, а взрослые — на самую низкооплачиваемую работу. Тут живут и умирают старики, бродят домашние собаки и коты. По иронии судьбы, похоронены на кладбище очень обеспеченные люди. Даже в этом месте богатство и бедность продолжают соседствовать бок о бок.

Поначалу страшно: полиции нет, туристов почти не видно, ты один и постоянно ощущаешь на себе взгляды десятков глаз. Я опасался за безопасность и незаметно прибился к группе из трёх американских парней, но жители странного места оказались доброжелательны. Никто не клянчит денег, все здороваются, улыбаются. Взрослые не любят фотографироваться, а дети — с удовольствием. Было приятно, что даже эти нищие и обездоленные люди не готовы ради денег на криминал и по-доброму относятся к туристам. Единственное — следите за погодой, она в этом регионе быстро меняется, и в сезон дождей вы рискуете попасть под длительный ливень, пережидать который придётся в одном из склепов в гостях у местных жителей. Если хотите, можете заказать тур с гидом по кладбищу от «Smokey Tours».

1 / 181 

Через дорогу от главного входа есть супермаркет с банкоматом, там же постоянно дежурят таксисты, поэтому в хорошую погоду проблем уехать отсюда нет. Но внезапно начался тропический дождь, все такси тут же расхватали. Остались лишь мотоциклы с люльками, закрытыми целлофаном. Я договорился с мотоциклистом доехать до центра города, но через пять минут мотор стал перегреваться. Водитель остановился и нашёл мне свободное такси, на котором я доехал до делового центра города. При расплате у водителя автомобиля не оказалось размена. Популярная уловка, поэтому запасайтесь заранее мелочью, можно ещё по прилёту в аэропорту купить какую-нибудь мелочь в магазине. Такси от кладбища до центра города вышло 250 PHP (350 руб.).

Куда податься в центре города, я не знал, ничего толкового в путеводителях не нашёл. Городская архитектура откровенно страшная, передвигаться пешком по тротуарам неудобно. Зазывалы приглашали то в стрип-клубы, то на бои без правил карликов, но первое мне не интересно, а за второе заломили цены за фотосъёмку. В целом Манила показалась мне тоскливым и неинтересным городом, за исключением щекочущего нервы кладбища. Погода непредсказуема, а таксисты неимоверно наглые. Если когда и вернусь в эту страну, то либо для пляжного отдыха, либо в более интересные города и места. Назад в аэропорт из центра города тариф составил 500 PHP (700 руб.).

Мьянма

После католических Филиппин я возвращался назад в лоно буддизма. Янгон, столица Мьянмы, не самый главный туристический город. Если есть выбор, лучше отправиться в Паган или Мандалай. Но у меня была возможность посетить только столицу, хотя и тут есть, на что посмотреть. От аэропорта до центра города такси стоит всего 8000 MMK (450 руб.), по городу — 3000 MMK (170 руб.). Вход в главную пагоду Шведагон — 8000 MMK. И ещё в Мьянме банкоматы дерут дикую комиссию за снятие наличных — 6500 MMK (360 руб.), поэтому рассчитывайте необходимую сумму заранее.

2

Для тех, кто не знает буддийской специфики: ходить по территориям храмов разрешается строго босиком! Ни в тапочках, ни в носках, ни в бахилах. Я ещё дома взял с собой различных антисептиков, а в отеле попросил подарить мне сумку или пакет, чтобы в неё можно было сложить обувь. На входе ошиваются несколько подростков, впаривающих туристам целлофановые пакеты втридорога. Один подбежал ко мне, я ему гордо продемонстрировал свою сумку. Мелкий не растерялся и соврал, что носить обувь можно лишь в прозрачных пакетах. Он долго не отставал, отбился от него лишь методом Ирады Зейналовой.

1

Идти босиком придётся прилично: храмовый комплекс большой. Незадолго до этого прошёл мелкий дождик, ходить по грязновато-пыльному месиву было некомфортно. Я старался не думать об этом и шёл целенаправленно к главной пагоде.

Позолоченный буддийский храм достигает 98 метров и является самым высоким религиозным сооружением в стране. Из пагоды дважды пытались украсть бесценные 300-тонные золотые колокола. Сначала португальцы в XVII веке, затем англичане в XIX веке. Забавно, но оба раза лодки на обратной дороге перевернулись и затонули. Теперь где-то на илистом дне лежат в сумме 600 тонн золота, которые никто не нашёл. Шведагон считается единственной пагодой с мире, где хранятся реликвии от всех четырех Будд: волосы Гаутамы, чашка от первого Будды, покров — от второго, и посох — от третьего.

1 / 52 

На выходе с территории храма пришлось долго и неуклюже стоя вытирать ноги спиртовыми салфетками, натягивать носки и ботинки. Даже думать не хочу, сколько грибковых заболеваний может передаться во время подобных босых прогулок. Наверное, всю эту историю со снятием ботинок придумал и спонсирует производитель «Ламизила».

От храма захотелось поехать на главный железнодорожный вокзал Янгона. Мне нравятся нестандартные, нетуристические объекты, показывающие повседневный быт населения. Такси ожидают туристов сразу у выхода из комплекса. Показывать место назначения водителю лучше на карте, иначе возникнет недопонимание. Мой водитель всё равно умудрился сглупить, пришлось затем около полукилометра пешком идти.

1

Если большинстве стран центральные городские вокзалы — это массивные, красивые здания, — то у Янгона железнодорожный терминал снаружи выглядит простенько, а внутри совсем печально.

1 / 91 

Пригородные электрички походят на советские 80-90-х гг., скрипучие, с неудобными деревянными лавками. Один из составов неожиданно тронулся, когда я фотографировал внутри. Боковые двери были закрыты, пришлось бежать в конец состава и прыгать на ходу. После чего решил завязывать знакомство с транспортной системой и возвращаться к городской архитектуре.

Азиаты не слишком церемонились со строительством красивых зданий и массово лепили серые «курятники» для населения. По этой причине у города отсутствует «лицо», то, что делает его уникальным, выделяет из тысяч других. Отбросьте буддийские храмы — и будет невозможно отличить Янгон от любого другого поселения Юго-Восточной Азии.

1 / 41 

К счастью, Мьянма в течение ста лет была британской колонией Бирмой, и кое-где сохранились величественные колониальные здания Викторианской эпохи. Они заметно оживляют тусклый городской пейзаж, но поддерживаются властями в неудовлетворительном состоянии и, видимо, доживают последние годы.

1 / 42 

Обращают на себя внимание жители Мьянмы. Они достаточно нейтральны по отношению к туристам, не пристают с расспросами или навязыванием товаров и услуг, но в то же время готовы помочь, если вы их о чём-либо спросите. Многие мужчины предпочитают носить национальные тёмно-бордовые юбки — «лоунджи». Поэтому храбрые шотландцы — не единственные, предпочитающие данный элемент одежды. Что касается женщин, многие из них выделяются необычным макияжем: наносят на лицо жёлтую пудру «танаку» — разведённую водой древесную пыль. Точного ответа, для чего так делается, нет. Возможно для защиты от вредного воздействия солнца на кожу лица. Другие считают, что для красоты. Но уже давно изобретены солнцезащитные крема, а молодые бирманские девушки вполне красивы и без танаки.

1 / 41 

С этими мыслями я дошёл до порта, откуда на лодке можно перебраться через реку в другую часть Янгона или купить билет на паром в соседние города. Многие местные жители приходят сюда просто погулять, хотя прогулка потенциально опасна: доски на причалах сгнили, кое-где провалились, образовав сквозные дыры. Чуть зазеваешься — и улетишь в воду.

1 / 21 

За 10000 MMK (550 руб.) я сторговался с местным таксистом доехать из порта в аэропорт и сквозь окно автомобиля в последний раз взглянул на столицу Мьянмы. Янгон — далеко не самый плохой город Азии, но жить я бы здесь не хотел. Слишком грязный воздух, слишком мрачные здания, слишком хаотичное движение на дорогах — слишком неуютно одним словом. Но чтобы улететь отсюда, надо заплатить аэропортовый сбор в 5 USD.

Бангладеш

В поездке мне предстояло посетить один из самых ужасных городов мира — столицу Бангладеша Дакку. По крайней мере, так говорят отзывы путешественников и туристические телепередачи. Все отмечают жуткую вонь и гарь в воздухе, мешающих нормально дышать, тотальную антисанитарию и грязь, сумасшедшие пробки и даже откровенный криминал в вечернее время. К тому же за неделю до моего прилёта в самом элитном районе города произошёл кровавый теракт: исламские боевики захватили в итальянском ресторане заложников и почти всех убили во время штурма. По настоянию жены время пребывания в Бангладеше пришлось сократить до минимума.

Из всех посещённых за эту поездку стран аэропорт Бангладеша оказался самым отсталым и допотопным. Виза для россиян получается по прилёту за 51 USD. Занимает около получаса, очередей не было. На выходе масса людей толпится за ограждением аэропорта, висит на заборе, пытается привлечь ваше внимание. Не знаю, кто это — то ли извозчики, то ли любопытные бездельники. Я заранее забронировал автомобиль с водителем, который встретил меня у «зелёной зоны». Если вы думаете, что в Москве или Питере большие пробки, то позвольте снисходительно рассмеяться: такого транспортного коллапса я в жизни не встречал. Возможно, где-то в Индии дела обстоят ещё хуже, но сейчас бангладешская Дакка для меня — явный лидер в номинации «дураки на дорогах». Правил дорожного движения нет! Абсолютно! Тут всем на всё плевать. Главное правило — «мне надо». Мне надо побыстрее проехать — еду по встречной. Мне надо побыстрее повернуть направо — поворачиваю с пятого (!) ряда! Мне надо быстрее пересечь перекрёсток — и не существует ни знаков, ни светофоров! Мне надо запарковаться так, чтобы из автомобиля свою ленивую задницу выгрузить сразу в торговый зал магазина — паркуюсь, расталкивая пешеходов, на тротуаре прямо возле входа!

Там надо поголовно у всех отбирать права и пересаживать на самокаты! Особенно печально, что эти дикари расползаются по цивилизованному миру: самое популярное дальнее авиасообщение в стране — рейс Дакка — Лондон. Бедная Великобритания, я так и не успел тебя толком изучить… Из-за сотен баранов за рулём дороги в часы пик наглухо встают. Пешеходы так же игнорируют переходы и бегут через проезжую часть, вызывая торможение потоков и усугубление пробок. Старайтесь избегать ездить в утренние и вечерние часы, иначе и опоздаете везде, и такси влетит в копеечку.

В Дакке почти нет толковых достопримечательностей, лишь немного остатков великого прошлого. Водитель в дороге делится общей информацией. Теракт накануне шокировал всю страну. Бангладешцы никогда не думали, что ИГИЛ (запрещённая в России организация — важное примечание) осуществит свою кровавую атаку в их столице. Криминала в стране хватает, расслоение общества по доходам очень велико, и элита предпочитает проживать в закрытых районах города, проезд в которые перекрывают КПП с досмотром всех автомобилей. Поэтому как могла группа террористов попасть в самую защищённую часть города — Гульшан — было неясно. Захвачен был дорогой ресторан с элитной публикой совсем рядом с российским посольством. Бандиты отпустили всех, кто мог процитировать строки из корана. Советую бывалым путешественникам зазубрить несколько сур наизусть — никогда не знаешь, где пригодится.

В целом все мечтают о карьере политиков, чиновников или военных — самые престижные и денежные профессии. У водителя отец и брат служат в Министерстве обороны и очень хорошо живут, а его не приняли из-за плоскостопия, вынудив работать за копейки. Главное место, где куются будущие короли жизни — Университет Дакки. Конкурс на поступление сумасшедший, точную цифру не помню, но несколько десятков человек на одно место. Диплом — 100%-ая гарантия избавления от бедности и попадание как минимум в средний класс населения, возможность переселиться в пресловутый Гульшан.

1 / 2  

Если у вас вдруг возникло чувство, что это — некая элитная область города с мраморными зданиями и золотыми лестницам, вы ошибаетесь. Представьте себе спальную зону каких-нибудь подмосковных Мытищ — тусклую, мрачную, затхлую — это и будет Гульшан. Просто большинство остальных районов гораздо страшнее. Многие их жители ближе к животным, нежели к людям — спокойно справляют нужду прямо на тротуарах рядом с прохожими. Возможно, в некоторых африканских странах дела обстоят ещё хуже, но я там не был, и для меня Бангладеш стал «дном» человеческой цивилизации.

1 / 2  

Рядом с трущобами располагается главная достопримечательность города — Розовый дворец (Ahsan Manzil Palace). Он был построен на берегу реки в 1969 году, и сейчас в нём открыт Национальный музей. Поскольку дворец — центральная точка для туристов, жители массово приходили к забору, облепляли его сверху донизу и с любопытством взирали на иностранцев. Местные власти не нашли ничего лучше, чем заколотить исторический забор страшными металлическими листами.

1

Вторая по важности достопримечательность — Крепость Лалбах. Её начали возводить ещё в 1678 году императоры династии Великих Моголов. Она окружена высокой стеной, и на каждом углу располагаются внушительные восьмиугольные бастионы. Планировалось трёхэтажное строение, но соорудили два этажа, очень устали и решили, что и так пойдёт.

3

По дороге водитель сделал незапланированную остановку у мемориальной доски и дома, где была расстреляна семья первого президента страны Муджибура Рахмана. Заговорщики из числа военных в 1975 году уничтожили всю его семью, включая жену и трёх сыновей, а также случайных гостей и прислугу. Всего двадцать человек. В живых остались лишь две дочери, которые в это время находились за границей. Одна из них впоследствии пошла в политику и сейчас является премьер-министром страны. Она добилась преследования убийц, которых казнили 35 лет спустя.

1

Следующей целью мы решили посмотреть, как живут чиновники и политики Бангладеша. У них так же есть свой особый район города, закрытый блок-постами от простых смертных. Здесь гораздо чище и приятнее, чем в неблагополучных зонах Дакки. Высажены зелёные газоны, подстрижены кустарники, встречаются элементы полёта дизайнерской мысли в обликах зданий и инфраструктурных конструкций. Чиновники везде умеют красиво устроиться! На фотографии — здание Парламента страны.

1 / 22 

Пока я рассматривал ареал обитания госслужащих, на пустой дороге произошло ДТП. Как это вообще возможно, когда нет потока автомобилей, любой манёвр можно просчитать и продумать — загадка. Но таковы водители в Бангладеше. Вместо сердца — пламенный мотор, а в голове — пустота.

1

По дороге в аэропорт встретил колонну бронетехники ООН. Не знаю, связана ли она с произошедшими терактами, или в регионе в целом неспокойно, но мне захотелось поскорее покинуть Дакку. Бангладеш для меня — страна, где не появляется желание задержаться подольше. Она приемлема небольшими дозами: прилетел — посмотрел — улетел. Хотя до меня водитель возил двух русских девушек, которые организовали бизнес на поставках тканей из Бангладеш в Россию. Оказывается, здесь хорошо развита текстильная промышленность. Кто бы мог подумать.

1

Таиланд

После пяти посещённых стран мне очень приятно было вновь оказаться в цивилизованном Бангкоке. Я был здесь несколько лет назад, и сейчас мог оценить неплохой прогресс в развитии города. Он стал ещё более современным и цивилизованным. Аэропорт BKK и вовсе один из лучших, где доводилось бывать: удобный, продуманный, просторный.

Мне предстояло провести в городе одну ночь и на утро возвращаться в Москву. Я выбрал известный отель «Lebua at State Tower». Популярен он прежде всего благодаря бару на крыше, который даже засветился в голливудской киноленте «Мальчишник в Вегасе — 2». Смотреть на ночной мегаполис с высоты птичьего полёта, попивая крепкий коктейль и затягиваясь терпкой кубинской сигарой — непередаваемые ощущения! Лучшее окончание короткой, но насыщенной поездки в Юго-Восточную Азию.

1 / 51 

Заключение

Моей целью было составить первые впечатления от нескольких азиатских стран, чтобы когда-нибудь вернуться понравившиеся. Лаос мне показался Таиландом 20-летней давности, бедненький, «жиденький», завидующий богатому соседу. В Бруней обязательно вернусь, чтобы посетить заросли с обезьянами-носачами и понежиться на песчаном пляже. Страна небольшая и очень приятная. Я не люблю Эмираты за «надувание щёк», попытку понравиться всем, всех поразить и ослепить. Бруней — самодостаточное государство, не выставляющее пафос напоказ. И этим оно привлекает. Филиппинская Манила для меня будет всегда ассоциироваться с Северным кладбищем — одним из самых ярких и адреналиновых впечатлений среди всех поездок за границу. Но вернуться в столицу я бы не хотел, если и лететь сюда — то только для пляжного отдыха на Боракай. В Мьянме осталась мечта полетать на воздушном шаре над древними храмами Пагана, и я её обязательно осуществлю в далёком будущем. И самым дном поездки был Бангладеш с ужасным столичным городом Дакка. Как здесь могут жить люди — я не представляю. Для чего бедняки плодят детей, из которых до подросткового возраста не доживает и половина? В XXI веке так жить нельзя. Тем приятнее возвращаться из этого ада в Таиланд. Бангкок мне очень понравился и как транзитный пункт аэропорта BKK, и как город для ночёвки перед следующим путешествием. Из терминала в город ходит скоростное метро, удобно добираться без пробок. И теперь я знаю один из лучших баров если не мира, то Азии точно.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Оставить комментарий к

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>