Заонежье: Место Силы — Пегрема

На берегу Уницкой губы Онежского озера находится очень интересное и уникальное место — Пегрема. Я посетил его во время поездки по карельскому Заонежью, которую планировал очень давно. Осуществить задуманное получилось этим летом.

Пегрема — это заброшенная более 40 лет назад деревня. Уникальный образец деревянного зодчества прошлых столетий с большим количеством больших крестьянских домов и часовней Валаама Хутынского. В 1970-х годах ее жители в принудительном порядке покинули деревню, которую тогдашние власти посчитали неперспективной. На сегодняшний день большая часть домов превратилась в руины и только часовня, одиноко стоящая на мысу и периодически реставрируемая, не дает деревне прийти к окончательному забвению. Добраться до нее можно только по воде, но особо отчаянные любители экстремального "оффроуда" пытаются пробить дорогу и по суше.

По деревне я вдоволь нагулялся. Особенно мне понравилась ночная прогулка в окружении призраков деревянных двухэтажных разрушенных домов.
Но об этом я расскажу в одном из следующих репортажей, а сейчас мы прогуляемся через лесную чащу по тропинке длиной 1,5 километра на север. Там находится место, к которому ежегодно стремятся тысячи туристов.

Проведя ночь в палатке на песчаном пляже Онеги, я отправился туда на экскурсию.

Добро пожаловать в культурно-исторический комплекс Пегрема!

Здесь с мая по сентябрь не первый десяток лет принимает гостей фанат своего дела археолог — Анатолий Павлович Журавлев. Еще студентом он приехал в эти места на практику и с тех пор возвращается каждый год, живет в резиденции (палаточном лагере), ловит рыбу, проводит свои тайные исследования и собирает симпозиумы.

Холодное лето 17-го до 10 июня не собрало ни одного симпозиума и мое неожиданное появление, не только удивило "историка-археолога-мифолога", но и положило начало новому сезону. Сам Анатолий Павлович приплыл к месту своей стоянки на веслах только в конце мая, проделав путь длиной более 20 километров соревнуясь в скорости с ветром, волнами и проплывающими по Уницкой губе льдинами.

Солнечный рассвет сменился пасмурным утром, небо было затянуто плотной пеленой облаков. В момент нашего с А.П. знакомства и вовсе пошел сильный дождь. Но прогулку решили не откладывать и выдвинулись по маршруту. Журавлев начал свой подготовленный наизусть выученный рассказ:

"В чем уникальность Пегремы?
— здесь сосредоточены материальные памятники различных эпох, разнесенных на тысячелетия.
— многие археологические объекты пегремского комплекса поддаются датировке, что для Карелии является редким явлением.
— жители покидали эти места в спешке, оставив весь свой скарб. Это позволяет исследователям составить полную картину быта людей прошлых эпох.
— компактное расположение памятников, позволяет реконструировать духовный мира первобытного человека"

В шестидесятых годах прошлого века в этих местах были обнаружены останки древних саамских поселений. 4,5 тысячи лет назад их уничтожило сильное 9 бальное землетрясение, эпицентр которого находился на другой стороне Уницкой губы в урочище Велемоны.

На удалении от берега хорошо просматриваются несколько террас, расположенных на разной высоте. Они заселялись в разное время по мере обмеления Онежского озера. На каждой террасе есть раскопы, в которых находили: керамические изделия, медные предметы и первобытные инструменты.

Главный объект комплекса — Поляна Идолов. Подходим к ней…

Я, конечно, не специалист по подобным местам, в чудеса не верю, энергетику места тоже ощущаю с трудом, но, отойдя на каких-то 300 метров от берега, я увидел поляну залитую солнечным светом, а над головой было голубое небо. Объяснить почему 5 минут назад лил дождь без намека на просвет, а сейчас светит солнце, я не могу. Совпадение? Возможно.

Поляна была найдена совершенно случайно. Верхняя терраса, на которой она располагается поросла кустарником, вереском и густой травой.
Каменные объекты находились под толстым слоем мха, пряча их от глаз исследователей. Жарким летом 1988 года тут случился пожар. Возгорание соснового бора произошло как раз на месте культового комплекса. К удивлению, пожар не только не распространился дальше, но напротив, локализовался точно в его границах.
Растительность выгорела. Остались только камни-валуны различных размеров, имеющие зоо- или антропоморфную форму со следами грубой обработки. Так же обнаружились захоронения в красной охре.

Культовый комплекс или поляна идолов — это то место, где древние язычники совершали обряды поклонения богам, почитания предков, родовых тотемов, погружения в потусторонний мир,
Среди идолов имеются покровители птиц, зверей и животных данной местности. Домашние боги, которым поклонялись отдельные семьи.

Возле каждого каменного экспоната Журавлев повесил таблички. Останавливаясь, он по несколько минут рассказывал о их предназначении.

Вокруг "злой лягушки" был поставлен замкнутый оберег из осколков камня, также злых идолов задабривали, поэтому у Лягушки проводились очистительные обряды и жертвоприношения. Оберег служит для защиты повседневной жизни от злых сил.

Фигура Утки также как и лягушки, легко угадывается, она состоит из двух камней, поставленных один на другой. Хвост сложен двумя небольшими каменными плитами. Утка, как символ изобилия, также окружен большим округлым каменным оберегом, служащим здесь для защиты самого идола от злых сил.

Образ утки связывался с прародительницей вселенной и позднее это даже нашло отражение в карело-финском эпосе «Калевала» (Журавлев читал эти 8 строчек наизусть):

"Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая,
Из яйца из верхней части
Встал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился."

Черепаха – образ великой праматери мира, символ космического порядка, греет свой каменный панцирь под деревом.

Образ Саама, который по словам Журавлева, охраняет нижний мир.

Семейный символ счастья — два сейда, один из которых на подставке.

Центральная композиция посвящена продолжению рода. Первый камень символизирует таинство превращения девушки в женщину. Некоторые особо важные элементы процесса выделены красной охрой.

А.П. очень энергично и вдохновенно описывал процесс происходящего у саамов действа на примере камней и их небольших (судя по пропорции) фаллических символов

Переходим к соседнему экспонату. Он двуликий и является продолжением описанного выше действа. С одной стороны это животик беременной,

а с другой рожающая женщина.

Неподалеку находится "грудь кормящей матери".

После подсказок оно, конечно, чем-то похоже, но и с фантазией у Журавлева явно все в порядке. Не зря же он по 5 месяцев на берегу один живет:)

Это дольмен, где предположительно проводилась кремация. Круглые камни, найденные тут, — это яйца, из которых рождалась душа умершего.

У валуна, расколотого пополам во время ритуалов горел костер, а пламя вырывалось через трещину, освещая поляну.

Нужно отметить, что расчищена только часть камней, и далеко не большая их половина.
По словам рассказчика, сюда иногда прилетает НЛО и в один из таких "прилетов" ему даже обожгло руки:) Так уж и быть, поверим ему на слово:)

Тропинка начинается и заканчивается у импровизированного конференц-зала на берегу Онеги — примерно через час возвращаемся к ней.

Только в этом месте, рядом с поляной идолов есть песчаный пляж и удобная бухта для лодок. Нигде в окрестностях такого не встретить.

Вот такой он — первобытный театр, в котором проходили гуляния, празднества, ритуалы людей далекой и загадочной эпохи, чьи тайны хранят немые свидетели прошлого — каменные идолы Пегремы.

Для дочитавших репортаж до конца — "Бонустрек" — видеофрагмент выступления А.П. Журавлева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *